Под Москвой август 1941 года - это беспокойное, тревожное и грозное военное время. Бесконечные ночные бомбежки немецкими самолетами Москвы и се пригородов. Мне, пережившему те тяжелые летние и осенние месяцы первого года войны, бывавшемумод бомбежками и обстрелами из пулеметов, запомнилось обостренное чувство опасности, и победа советских летчиков и зенитчиков в московском небе вселяла надежду.
О ночном таране летчиком-истребителемВиктором Талалихиным немецкого самолета «хейнкель-111» мы узнали 8 августа 1941 года.
С самого раннего утра 6 августа авиационные техники и авиамеханики Сергей Борзов, Филипп Усатюк и Владимир Цветков готовили истребители к полетам.
«Ястребок» Талалихина был подготовлен к полету. Борзов доложил инженеру полка A.M. Меньшову о выполнении задания: опробован мотор, заправлены бензобаки, произведен предварительный осмотр самолета.
В. Талалихин должен вылететь на ночное дежурство, он подошел к самолету. Виктор в кожаном реглане, пилотке и хромовых сапожках, с планшетом. Он все досконально проверил и попросил переставить педали ножного управления, укоротив их. Виктор Талалихинсел в кабину самолета и подготовился к боевому дежурству. Ночь с 6 на 7 августа была теплой, тихой, звездной. В московском небе заработали прожектора. Множество ярких лучей пронзали темное небо, ища неприятельские самолеты.
Истребители стояли в укрытии на опушке небольшого леса, вблизи поселка, ожидая боевого сигнала. Самолеты Виктора Талалихина, Петра Фунтова, Александра Печеневского, Ивана Тяпина, Александра Богданова, Григория Финогенова получили сообщение: «Самолеты противника появились в квадрате 82 на высоте 4 тысяч метров». Командир полка вызвал 1-ю эскадрилью в 22 часа 55 минут. Талалихин услышал команду: «Воздух!». «Ястребок» Талалихина поднялся в небо и набрал высоту. Внизу железнодорожные станции Львовская,Столбовая. Талалихин заметил блестящую точку, от которой шли зелено-красные вспышки. Это от моторов вражеского самолета.
Талалихин стремительно вел «ястребок» к цели - бомбардировщику «хейнкель-111». Он шел на высоте 4,5 км. Бомбардировщик вооружен семью пулеметами и одной пушкой. Талалихин зашел бомбардировщику в хвост, стал ловить «хейнкеля» в свой прицел, нажал гашетку. Правый мотор фашистского бомбардировщика задымил, «хейнкель-111» вздрогнул. Талалихин вновь атаковал, целясь в кабину самолета. Немецкий самолет изменил курс, повернув на запад. Талалихин снова и снова атакует, выпускает несколько огненных очередей. Увеличив скорость, «хейнкель-111» пошел на снижение, но «ястребок» преследовал его.
Продолжался воздушный ночной поединок. Подбитый, но недобитый фашистский бомбардировщик продолжал лететь, снова атака - шестая. Талалихин жмет на гашетку, но пулемет молчит, кончились патроны,
«Хейнкель-111» уходит в темень ночи. Талалихин мгновенно принимает решение - идти на таран, информирует на землю - кончились боеприпасы. Талалихин догоняет «хейнкеля-111», приближается к нему, пристраивается мастерски к хвосту самолета, из «хейнкеля-111» сверкнула пулеметная очередь, обожгло правую руку Талалихину - рука прострелена. Но «ястребок»у цели - осталось 10 метров. Всей своей машиной Талалихин протаранил бомбардировщик, «ястребок» перевернулся в воздухе, летчик покидает самолет и около тысячи метров летит затяжным прыжком, а потом раскрывает парашют.
Фашистский бомбардировщик «хейнкель-111» падает у березовой рощи между селами Добрынихаи Щеглятьево.
Это был первый в истории войны ночной таран, героический подвиг Виктора Талалихина. Таран - это наивысшая степень геройства, когда на весах жизнь летчика, когда впереди неизвестность: можно ли выпрыгнуть из смятого и поврежденного самолета? Таран - это особая смелость летчика. Таран - это на грани самопожертвования. Советские летчики совершили дневной таpaн в первый день войны под Ленинградом, а за годы войны советские летчики совершили сотни таранов. Были летчики, которые таранили дважды и трижды. Немецкие летчики на таран в войну не шли.