Русская культура девятнадцатого века
Страница 4

По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермака», «Нестора-летописца», «Ивана Грозного».

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружён памятник «Тысячелетие России». В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину – в Москве и Лермонтову – в Пятигорске).

Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.

Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика.

Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль, пришедший на смену русско-византийскому. Он вобрал в себя элементы древнерусского зодчества, народного декоративного искусства (резьба, вышивка), крестьянской деревянной архитектуры. Образчиками данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев).

6. Театр и музыка.

Важнейшими составными частями культурной жизни России являлись театральное и музыкальное искусство. Начало 19 в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров и театральных трупп. В 1824 г. в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра. В 1832 г. в Петербурге начинает свою деятельность Александрийский театр. На театральной сцене классицизм и сентиментализм уступал место романтизму. Русская реалистическая литература в значительной степени способствовала формированию сценического реализма. Основоположником реализма в актёрском искусстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актёры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. М.И. Глинка – автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях общества.

Для самых широких слоёв русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актёрском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актёры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.

Заключение

Таким образом, рассмотрев, как развивалась культура в России в XIX в., мы видим, что в течение этого периода было сделано очень много важных открытий в области науки, было открыто много школ и гимназий, искусство XIX в. характеризовалось своими стилями. Все эти открытия и изменения смогли благотворно повлиять на культурное состояние общества.

Список литературы.

1. Вернадский Г.В. Русская история. М., 1997.

2. Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Кривошеев Ю.В., Тот Ю.В. Русская история с древнейших времен до наших дней: учебное пособие, СПб., Издательство «Лань», 2001.

3. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. М., 1993.

4. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культур

Страницы: 1 2 3 4 5