1. Сфера просвещения.
Рост национального самосознания, который стал прямым следствием победы в войне 1812 г., в значительной степени определил прогресс и достижения отечественной культуры и науки.
В сфере просвещения продолжался процесс формирования единой системы народного образования. Её основными звеньями становятся: церковноприходские школы и двухклассные уездные училища (для представителей всех сословий) – начальная ступень; гимназии (за исключением крепостных) – средняя ступень; университеты и технические учебные заведения – высшая ступень. Университеты действовали в Петербурге, Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Киеве, Харькове. Университетский устав 1804 г. закрепил автономию университетов, разрешив Совету профессоров выбирать ректора и деканов. Развивающие занятия для ребенка 7 в рязани детские развивающие центры в рязани.
В 50-е гг. при университетах открываются педагогические институты и специальные пансионы, которые готовили к поступлению в высшие учебные заведения. Высшее образование предоставляли также и специальные учебные заведения: кадетские корпуса, военные академии, институты Горный, Технологический, Инженеров путей сообщения, Московское коммерческое училище. Чиновников для государственных учреждений готовили в Лицеях (Петербурге, Одессе, Ярославле) – привилегированных учебных заведениях с программой высшей и средней школы. Развитие и совершенствование системы образования было прямым следствием экономического развития страны и увеличения численности аппарата управления.
Значительные успехи были достигнуты в науке. Особенно интенсивно и эффективно развивалась университетская наука. Университеты становятся крупными научными центрами. Мировое признание в области математики получили труды Н.И. Лобачевского (Казанский университет) – создатель неевклидовой геометрии, П.Л.Чебышева (Петербургский университет) доказал закон больших чисел; М.В.Остроградский и В.Я. Буняковский (Академия наук) изучали проблемы математической статистики и теории вероятностей. Выдающиеся открытия были сделаны в области органической химии Н.Н. Зининым и А.М. Бутлеровым (Казанский университет). Успехи в изучении электричества и магнетизма связаны с именами В.В.Петрова, Э.Х. Ленца и Б.С. Якоби (Академия наук). В медицине большое значение имели труды Н.И. Пирогова, положившего начало анатомо-экспериментальному направлению в хирургии и отечественной военно-полевой хирургии.
Важнейшей вехой на пути развития отечественной исторической науки стала 12-томная «История государства Российского» Н.М. Карамзина. Оформление дворянского направления в историографии связано с именами историков Н.Г. Устрялова и М.Н. Погодина. В этот период получают широкую известность труды по всеобщей истории профессора Московского университета Т.Н. Грановского.
Реформы 60-70-х гг., экономическое развитие, формирование новых общественных отношений, либеральное и революционное движение – всё это в значительной степени способствовало развитию культуры, определяло её приоритеты.
Экономический рост, активизация общественной и политической жизни в стране приводят к дальнейшему развитию и совершенствованию системы образования. Уровень грамотности к концу 19 в. по отношению к началу 60-х гг. возрос на 15% и составил 21%. Церковноприходские и земские школы предоставляли начальное образование с 3-4-летним циклом обучения. Первые финансировались государством, вторые – земствами. В городах действовали воскресные школы для взрослых. Основу среднего образования по-прежнему составляли гимназии, реальные и коммерческие училища. Однако право поступления в университет давали только в гимназии. В стране существовало около 100 высших учебных заведений – университетов и институтов. В 1878 г. открываются Высшие женские (Бестужевские – названные так по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина) курсы, положившие начало высшему женскому образованию.
Русская наука и техника в пореформенный период была представлена целой плеядой выдающихся учёных. В области математики продолжал свои работы П.Л.Чебышев, мировое признание получили открытие А.М. Ляпунова, деятельность С.В. Ковалевской. В химической науке А.М. Бутлеров предложил теорию химического строения веществ, Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов.