БАШКОРТОСТАН (Башkортостан) - страна на Южном Урале и в Приуралье, названная по имени коренного народа - башкир (башkорт). Русское
(славянское) наименование страны - Башкирия - утвердилось в конце 16 в. Первоначально употреблялось в форме "Башкирь", "Башкирда", "Башкирская орда". Первые письменные упоминания об отдельных племенах, вошедших в состав башкирского народа, встречаются в соч. Геродота (5 в. до н.э.). На карте Птолемея (2 в. н.э.) показана р Daiks (ныне р.Урал). Ценные сведения содержатся в соч. Саллама Тарджемана (9 в.) и Ахмеда ибн-Фадлана (10 в.); ал-Балхи (10 в.) писал о башкирах как о народе, разделенном на две группы, одна из которых обитала на Южном Урале, другая - около Дуная, близ границ Византии. Его современник Ибн-Русте отмечал, что башкиры - "народ самостоятельный, занимающий территории по обеим сторонам Уральского хребта между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика". Географ Идриси (12 в.) упоминал Внутреннюю башкир, Внешнюю башкир и башкирские города Немжан, Гурхан, Каракия, Касра и Масра. Со 2-й половины 16 до начала 19 в. башкиры занимали территорию от левого берега Волги на юго-западе до верховьев Тобола на востоке, от р. Сылвы на севере, включая все левобережье Волги, до ср. течения Яика на юге, т.е. находились на Среднем и Южном Урале, в Приуралье, включая Приволжье и Зауралье. Государственность у башкир восходит к IX - началу XIII вв. - к этому времени относится образование союза башкирских племен. С X в. среди башкир распространяется ислам, ставший в XIV в. господствующей религией. В 1219-1220 гг. земли Башкортостана вошли в состав империи Чингисхана. В середине XVI в. башкиры приняли русское подданство на основе соглашения с правительством Ивана Грозного. До этого башкирские племена пребывали в составе Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств и частично Астраханского ханства. В результате вхождения Башкортостана в состав Русского государства в крае прекратились феодальные междоусобицы, что положительно сказалось на развитии хозяйства и росте численности населения. Устанавливались хозяйственные и культурные связи между башкирами и русскими переселенцами. Русское правительство гарантировало сохранение за
башкирами занимаемых ими земель на основе вотчинного права, башкиры же, признав себя подданными русского царя, обязались за свой счет нести военную службу и вносить в казну поземельную подать (ясак) медом и пушниной. В 1574 г. была основана будущая столица Башкортостана - город Уфа.
Однако, начиная с XVII в. царское правительство стало нарушать условия присоединения: начался захват башкирских земель, усилился феодальный и национальный гнет населения края, проводилась насильственная христианизация. Ответом стали восстания, поднимаемые башкирами в XVII-XVIII вв. в защиту своих вотчинных прав на принадлежащие им земли. Башкиры приняли активнейшее участие в Крестьянской войне 1773-1775 гг. - крупнейшем в России антифеодальном движении под руководством Пугачева. Весь второй этап восстания - с апреля по середину июля 1774 года - пришелся на территорию Башкортостана. Дважды за все время Крестьянской войны повстанцы подступали к Уфе, но взять ее штурмом не смогли. Одним из виднейших сподвижников Пугачева стал поэт-импровизатор, национальный герой башкирского народа Салават Юлаев. Проявив себя талантливым военачальником, Салават Юлаев осуществлял руководство крупными очагами повстанческой борьбы, распространял пугачевские манифесты среди населения, снабжал армию Пугачева деньгами, провиантом, снаряжением, занимался мобилизацией воинов. После поражения восставших был пленен правительственным отрядом, подвергнут наказанию и сослан на пожизненную каторгу в Рогерник (Палдиски, Эстония).
После Крестьянской войны царизм усиливает колонизацию края. Снижался удельный вес башкир в составе населения края и к концу XIX в. они уже занимали второе место по численности после русских. Ущемлялись вотчинные права башкир на землю - к середине XVIII в. башкиры потеряли около половины своих земель, а к началу XX в. за коренным населением края сохранилось не более 20 процентов владений. В первой половине XIX в. основным занятием башкир все еще оставалось полукочевое скотоводство. В условиях обезземеливания, происходил медленный переход бывших кочевников к земледелию. Во второй половине XIX в. сельское хозяйство у коренных жителей пришло в полный упадок и в начале XX в. русские публицисты писали о крайне бедственном положении башкир.