С первой четверти XVIII века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов, преобладает гражданское строительство. Облик города определяет уже не культовая архитектура, появляется новый тип общественных зданий - административного, промышленного и культурно-просветительного назначения. Таковы монументальный Арсенал в Кремле, который начали строить в 1701 году, а также здание Суконного двора.
Воплощением новшества в церковной архитектуре старой столицы явилась Меньшиковская башня, сооружённая русским зодчим И.П. Зарудиным. Её достопримечательностью являлся шпиль и привезённые из Англии часы: 50 колоколов разной величины отбивали время через каждые четверть часа.
Наиболее яркое отражение зодчество и градостроительство петровского времени нашли в Петербурге. Одновременно начатое строительство Петропавловской крепости, Гостиного двора, Биржи и порта символизировало будущее нового города. Застройка Петербурга велась по заранее разработанному плану. Специальным указом был установлен тип зданий. Первые монументальные здания новой столицы империи связаны с именами архитекторов Доменико Трезини, Ивана Устинова, Михаила Земцова. Грандиознейшее сооружение Петербурга - Петропавловский собор был построен по проекту Трезини. Колокольня, увенчанная золотым шпилем, превышала высоту Ивана Великого в Московском Кремле что, по мысли Петра, должно было отражать превосходство новой столицы над старой. Придворная знать, помимо роскошных дворцов в столице, строила пышные дворцово-парковые ансамбли в её окрестностях. К ним относится дворец Меньшикова в Ораниенбауме.
В живописи на смену иконописи приходит портрет. Живопись первой четверти 18 века представлена работами Андрея Матвеева и Ивана Никитина. Оба получили известность в качестве портретистов.
К тому же времени относятся попытки создания русского театра, однако профессиональные "комедиальные храмины" в Москве и Петербурге просуществовали недолго. Прочнее вошли в жизнь торжественные праздники с иллюминациями, исполнением кантат, строительством триумфальных арок. В это время были написаны первые драматургические произведения: трагикомедия Прокоповича "Владимир", "Слава Российская" Ф. Жуковского и т.д.
Новшества в быту.
Новшества в быту царь начал вводить одними из первых. Петру хотелось, чтобы его подданный внешне был похож на европейца. 4 января 1700 года издан указ о запрещении носить длиннополое платье. Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. В 1705 году последовал указ, вводивший налог на право носить бороду.
Существенным изменениям подвергся семейный уклад. Указ 1702 года установил новый порядок бракосочетания: старомодные смотрины были заменены обручением. При заключении брака главными действующими лицами стали жених и невеста. Указом 5 января 1724 года царь запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. Указ 20 января 1714 года вводил для дворянина образовательный ценз при заключении брака: жених должен был быть непременно грамотным. Воспитание детей тоже было охвачено влиянием новшеств. При Петре издавались постановления о правилах воспитания и поведения детей.
Изменилось представление о дворянском досуге. Была введена новая форма публичного общения - ассамблея, где наряду со знатью присутствовали рядовые дворяне, богатые купцы и даже корабельные мастера. Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе", и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.