На зимних квартирах в Голой Каменке у Елизаветграда (ныне Кировоград) Пугачев тяжело заболел — гнили у него грудь и ноги — и вскоре вернулся домой, где ждала его семья: жена, сын Тимофей и дочери Аграфена и Христина. Он приехал в Черкасск и пытался лечиться „на своем коште". Из Черкасска он направился к сестре Федосье. Она с мужем, казаком С. Н. Павловым, жила в Таганроге, куда Павлов с другими казаками был направлен на постоянное жительство. Служба в Таганроге была тяжелой, и многие казаки числились в бегах. И вот два казака задумались. Жить тяжко, что делать? Надо уйти, убежать. Но куда? На Русь? — поймают. В Запорожскую Сечь? — без жены соскучишься, а с женой и там схватят. В Прусь? — не попадешь. Казалось, что единственно, куда можно бежать,— это казачье войско на Тереке. Они знали, что даже за перевоз на левый берег Дона грозила смерть. Пугачев перевез Павлова, но, не найдя дороги, Павлов с товарищами вернулся, был арестован и указал на Пугачева, перевезшего его на „ногайскую сторону". Зная, что ему грозит, Пугачев бежал в степь. Затем он поехал в Черкасск, чтобы снять с себя обвинение в бегстве, но был арестован, бежал, скрывался в камышах, потом вернулся домой, справедливо рассудив, что здесь искать его не будут. Во всех этих поступках сказывается натура Пугачева, свободолюбивая, упорная, настойчивая, храбрая, осторожная».
Заключение.
Таким образом, закат эпохи самозванчества напрямую связан с угасанием средневекового мировоззрения в целом, с утверждением новых взглядов на мир и человеческую личность. Развитие капитализма в России и отмена крепостного права окончательно вытеснили самозванцев с исторической арены, которую заняли новые герои и «властители народных дум»[10].
В работе были приведены исторические портреты наиболее известных самозванцев. По мнению историков, российские самозванцы не были сознательными обманщиками. Скорее всего, что они сами верили в свое царское происхождение.
Стремление покончить со злом царящим в обществе, прямо вело к самозванчеству. Именно переживание «конца света», помноженное на самосокрализацию, и может объяснить огромное количество самозванцев,
В конце концов можно придти к выводу, что история самозванчества и крестьянских войн в России связаны между собой. И дело здесь не только в том, что во главе стояли самозваные цари или их помощники. Стоит учесть, что они воспринимались как «искупители» и «избавители». Участие в боевых действиях под руководством «царя-избавителя» или «мессии» могло оцениваться людьми как соучастие в осуществлении Страшного суда, как один из путей спасения души.
Список литературы
1. Олег Усенко, «Родина» журнал №2, М.: февраль 1995.
2. Парадоксы Смутного времени//Дорогами тысячелетий: сборник очерков. Книга 1., М., 1987
3. Р.Г. Скрынников. Самозванцы в России в начале XVII в., Новосибирск, 1990.
4. Р.Г. Скрынников, Самозванцы в России в начале XVII в. Иван Болотников, Ленинград, 1998.
5. Карамзин Н.М., История государствам Российского, М.: Эксмо, 2002
6. Лотман Ю.М., Успенский Б.А., Миф – имя – культура, М.: 1973.
7. Успенский Б.А., Царь и самозванец//Художественный язык средневековья. М.: 1982.
8. Мавродин В.В., Рождение новой России. Л: 1988.
Приложения
[1] Олег Усенко, «Родина», М.: февраль 1995., с.69
[2] Там же
[3] Смутное время. Репринт. изд. М., 1989. С. 97—121
[4] Парадоксы Смутного времени//Дорогами тысячелетий: Сб. историч. очерков. Кн. 1. М., 1987 . С. 130—149
[5] Р. Г. Скрынников. Самозванцы в России в начале XVII в. Новосибирск, 1990. С. 90
[6] Карамзин Н. М. История государства Российского, М.: Эксмо, 2002. С. 122—123
[7] Р. Г. Скрынников. Смута в России в начале XVII в. Иван Болотников. Л., 1988. С. 14
[8] В. Б. Кобрин. Смута// Родина. 1991. № 3. С. 70
[9] Самозванцы в России . С. 180