Сказать, что ранее масштабы миграционных процессов в России были не значительны, будет не правильно. Крепостное право сдерживало миграции, но не могло их остановить. Подтверждение подобного подхода находим мы и в художественной литературе, особенно в произведениях писателей-народников конца XIX века. «По Руси ходят тысячи жаждущих работы, разорённых у себя дома и ищущих пищи на стороне. Ходят эти толпы всюду, откуда только пахнет заработком, ходят чутьём на авось, без географии, по слуху. Пронёсся тёмный слух, что в такой-то стороне хороший урожай и тысячные толпы двигаются туда, побираясь дорогой именем Христа, но упорно и безостановочно направляются к сказанной Палестине, как пилигримы ходили в Иерусалим». [3; 34] Ярмарки и выставки инструмент продаж регистрация для участия в ярмарках продаж.
Механизмы и причины миграционных процессов весьма сложны. Судя по приведённому отрывку переселение, носило стихийный и зачастую неосознанный характер. В Одессе, идя «бегства» получила своё реальное воплощение – в целом благоприятные условия для жизни, расцвет торговли и предпринимательства, отдалённость от столицы, бурный рост промышленного производства привлекали сюда «искателей счастья» со всех концов России. [6; 222]
4.2. Полинационализм
Потребность в рабочей силе и необходимость заселить пустующие земли вынуждали администрацию не интересоваться, откуда пришли люди (в основном беглые крепостные, бывшие запорожцы, греки и болгары из турецких владений, евреи из польских губерний). Возникшая в последнее десятилетие XVIII века и стремительно развивающаяся в первой половине XIX века, Одесса в 50-е годы XIX века становится третьим по величине населения городом России (после Санкт-Петербурга и Москвы) со своим, не похожим на другие города, оригинальным укладом. Одновременно Одесса становится первым в России [4; 288] городом с таким многонациональным составом населения. Дело даже не в количестве национальностей, а в их соотношении. В третьем по величине городе России «титульная» нация оказывается в меньшинстве.
И почти через сто лет картина не сильно изменится: «В Одессе есть порт, а в порту – пароходы, пришедшие из Ньюкастля, Кардифа, Марселя и Порт-Саида; негры, англичане, французы и американцы». [2; 64]
Именно таким образом, по нашему мнению, и сложился неповторимый тип человека под названием «Одессит», поскольку, многонациональный состав населения способствовал взаимообогащению культур разных народов и формировал в Одессе своеобразный культурный фон, представляющий собой конгломерат из множества разнородных субкультур.
4.3. Маргинальность
Урабанизационные процессы, значительный слой маргиналов среди городского населения. Сотни тысяч людей, влекомых заработками и «тягой к перемене мест», а то и просто лёгкой наживой, устремились в Одессу. Инертность, присущая основной массе русского крестьянства, приводила к тому, что русские не умели «устраиваться», принимая за должное то, что предоставляла им судьба. Поэтому крестьяне оказывались на самой разной, но, как правило, самой тяжёлой и низкооплачиваемой работе. Низкий уровень (или полное отсутствие) образования, чуждая культурная среда, непривычные природные условия (безводная степь) не давали возможности для быстрой и успешной адаптации.
Одной из причин появления такого феномена подземных каменоломен, как рисунки и надписи каменотёсов, была в том числе, и реакция вынужденных маргиналов на противоречия социальной и культурной жизни. [6; 211]
5. Горнорабочие Одесских каменоломен
Горнорабочие конца XIX века живут в окрестностях Одессы близ разрабатываемых пластов. Это уже не шатающаяся публика, но постоянные поселенцы со своим, пускай новым и не определённым, но уже укладом. Повышение квалификации ведёт к повышению социального статуса, но граничность никуда не уходит, по-прежнему, они не горожане, так как живут за городом, но они и не крестьяне, так как земледелие перестаёт быть преобладающим типом деятельности.
Работа в каменоломнях велась сменами по 10-12 часов, всё зависело от хозяина забоя. А хозяева были разные. Особенно сложно приходилось рабочим небольших каменоломен, чьи владельцы зачастую производили добычу известняка тайком, нелегально, без разрешения местного шахтоуправления. Мелкие подрядчики не заботились о обеспечении нормальных условий труда, экономя на всём – отсутствовала вентиляция, крепи, вода для питья. Лишены были горнорабочие и медицинского обслуживания, так как на всём огромном пространстве каменоломен Одесской области отсутствовали не только больницы, но и даже медицинские пункты.