3.*Мак-Говери утверждал, что усуни относились к ираноязычным, а Грум-Гримайло - что к тюркоязычным, однако и тот и другой не приводят аргументированных доказательств.
Общественное устройство усуней.
Общество усуней было дифференцировано, в нем имелись и богатые, и бедные люди. Из числа знатных, выбирался вождь – гуньмо, престол передавался по наследству от отца к сыну. Он назначал своих помощников из ближайших родственников. Гуньмо был верховным жрецом и судьёй. Кроме правителя было ещё 8 категорий чиновников. Помощник гуньмо носил титул - дуглу, После него шли военачальники ( их было2-е), помощники их - дарту, и правители уделов(3), кроме них, были и чиновники, которые ведали делами по сбору налогов, исполнением законов и т.д.
В обществе существовала своя армия (дружинники). Основой войска была конница, оружием им служили стрелы и лук, которыми они превосходно владели. В обществе усуней существовало рабство, из числа военнопленных, хотя рабство не было так распространено, но рабы использовались в основном в частной собственности.
Хозяйство и культура усуней
Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю, существовали запретные «царские» земли. Каждый владелец скота метил его своим собственным клеймом, отделяя тем самым свою скотину от чужой. Более богатые люди владели лучшими пастбищами, и большими по поголовью стадами. О том, что всё-таки частная собственность имела место, свидетельствуют найденные печати из глины и камня в захоронениях. Чем выше положение занимал человек, соответственно и печати были из более дорогого материала. Существовала и торговля с Китаем. Они обменивали скот на изделия из шелка, которые носили знатные усуни.
Усуни вели оседлый образ жизни. Они строили свои дома 2-х типов, каменных и кирпичных (из глины смешанной с травой и высушенной на солнце), к этим домам пристраивались и загоны для скота, и другие хоз. пристройки. очаг усуни возводили в центре жилища, возле которого они обогревались, на котором готовили пищу. Одно поселение представляло 4-5 дома, в которых усуни проживали семьями. Во время отгона скота на летние пастбища, они жили в юртах, так как у них было распространено сезонное использование пастбищ. Природные условия позволяли кочевать от одного пастбища к другому.
Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо-земледельческим.
Скотоводство играло главную роль в жизни усуней, они разводили лошадей и более мелкий скот (овцы, козы, ослы). В стадах преобладали лошади, были даже высокопородные скакуны. Источник XIX в. Хэ Цю-Тао, ссылаясь на древние источники, пишет, что, хотя древние усуни и не "устраивают полей", но "сеют деревья". Отсюда можно предположить о распространении у усуней земледелия.
Особенно развитым было гончарное дело, которым занимались в основном, женщины. В большом количестве изготавливалась посуда, в том числе и ритуальная, а так-же делались различные фигурки из глины. Из глины изготавливались котлы с каменными ручками (хотя, что они с ними могли делать, ведь готовить на них никак нельзя было?)
На плечи женщин ложились и пошив одежды, и ткачество, они же обрабатывали землю для урожая, так как усуни занимались и земледелием. В огородах выращивали овощи, в садах фрукты, высеивали хлеб. Возле домов друвних усуней находили поля с оросительными каналами. Найденные жернова для размола зерна подтверждают это.
Занимались усуни и резьбой по камню, дереву и кости.
Высокоразвитым было у них ювелирное дело, украшения выполнены в зверином стиле, что свидетельствует о влиянии сакской культуры. Так же как и Саки, Усуни видели идею строения вселенной в животных. Птицы символизировали небо, животные - землю, а крылатые кони - солнце. Из золота и драгоценных камней они делали бусы, серьги, украшения на одежду. В тоже время усуни разрабатывали месторождения меди, свинца, олова, плавили железо, из которого, изготавливали наконечники для стрел, ножи, кинжалы.
Сым-Цянь об усунях: «усуни находятся в 2000 га северо-востоке от Давани (Ферганы) местные жители этого края вместе со скотом перекочевывают с пастбищ на пастбища. В этом они сходны с хуннами».