Она была характерной для оседло - кочевого образа жизни. В нем определяющую роль играло скотоводство, в частности коневодство. Имело место наличие частной собственности на скот. Однако горные леса считались собственностью государства. Лошади были маленькими, коренастыми, с широкой мордой. Развитие коневодства у хунну позволяло им передвигаться на большие расстояния, в поисках более богатых травой лугов. Кормились они преимущественно мясо - молочной пищей. Всё поголовье скота содержалось на подножном корме.
Хунны так - же занимались охотой, даже с младенчества они учились сидя верхом на лошади стрелять из лука по мышам и лисицам. В зимний период они кормились за счет охоты.
Жили хунны в войлочных юртах, однако археологи находят и дома, построенные из глины, с земляным полом. В них имелась система отопления – дымоходы очагов, находившихся у стен жилища и обогревавшие их дома. Найденные орудия труда для размола зерна, свидетельствуют о развитии у них земледелия. У хуннов были развиты ремесла – изготовление из дерева каркасов для юрт. Пошив верхней одежды. Одежда была в основном из кожи и шерсти животных, которых они разводили.
Кроме того, найдена форма для отливки сошников, сыродутные горны и другие свидетельства развия металлургии хунну на основе использования местных месторождений медных и железных руд. А так-же ювелирные украшения – подвески, ожерелья, серьги, что говорит о развитии «полихромного стиля».
Среди других ремесел хунну следует отметить гончарное дело: разнообразная посуда хорошего качества, лощеная, украшена орнаментом. Глиняные кувшины, используемые в хозяйственных целях и т.д.
Культура хунну.
Хунны проживающие в непосредственной близости с Китаем, не могли не перенять некоторые элементы культуры Китая.
Украшения, найденные в захоронениях хунну, говорит об их культурном развитии, а монеты, найденные там же, о том, что у них так - же была развита торговля. Само присутствие найденных предметов в могильниках, свидетельствует о наличии религии у хуннов. Могильники, которые они создавали над умершим сородичем, могут нам рассказать о том, какое положение занимал тот или иной человек в их обществе. Они верили, что всё это могло пригодиться почившему, в последующей, загробной жизни. Однако украшения и предметы, захороненные с почившим, показывает нам, как делилось общество хунну на бедных и богатых.
Культура хунну имела сходство со скифо-сарматской культурой.
УСУНИ
Политическая история
История усуней одна из проблем, получивших достойное исследование в общей истории Казахстана древнего периода. Усуньское государство, существовавшее во II в. до н.э. и V в. н.э., было одним из первых государственных образований на территории Казахстана. Среди исследователей мнения о том, на каком языке говорили усуни, расходятся, одни утверждают, что усуни принадлежали к восточно-иранским племенам, и были ирано-язычными, вторые утверждают что они (усуни) - предки тюрков, и соответственно говорили по-тюркски*(3). Так же ученые спорят о том что усуни- это ассионы, известные по истории Древней и Средней Азии, по другой- это те самые юечжи, которых покорили хунны, хотя по другим источникам(Сим-Цянь) утверждается, что усуни были во враждебных отношениях с юечжами. Описание политико-государственной локализации усуней впервые попало на страницы китайских летописей (Ши цзи, Цянь хань шу, Ху хань шу), а затем и других тюркских, монгольских и персидских источников.
Племена Усуней пришли из Центральной Азии, и наследовали земли саков- тиграхауда. Хотя сами саки никуда и не девались, они попросту ассимилировались с усунями. География Усуньского государства была очень обширной. Юрт (территория) усуней охватывал районы от, Или до, Чу и Таласа, от Балхаша до Тянь-Шаня. С востока они граничили с Хуннами, с запада с гос. Кангюй, а на юге с Даванью (Ферганой). Усуни изначально были в зависимости у Хуннов. В 177 году до нашей эры они основали своё собственное государство со столицей Чигучен(город Красной Долины), что находилась на берегу Иссык-Куля. Город был основан еще саками, затем служил ставкой усуньского предводителя. Это был укрепленный город с предместьями. Археологические источники свидетельствуют о том, что усуни достигали государственного уровня. Китайцы его называли – Усунь-го. Посол китайского императора У-ди, князь Чжаньцянь, писал о о том, что владения Усуней насчитывали 630 000 человек, 188 000 воинов. Китайские принцессы становились женами гуньмо, и наоборот. Китайский историк Банк Гу сообщает, "что придворная дама Фынь, приставленная к китайской принцессе, выданной замуж за усуньского правителя, раздала подарки усуньским оседлым владетелям", жившим в самой столице Чигу и ее окрестностях. Делалось это для того чтобы укрепить связи между этими государствами. Отражая набеги со стороны хуннов, Усуни ищут союзников и находят его в лице могучей Китайской империи. Со временем Китай всё чаще стал вмешиваться во внутренние дела Усуней. Это приводит к росту недовольства среди населения и усилению оппозиции.В 60г. к власти приходит Найби, он опирается полностью на китайцев и их гарнизоны, что приводит в поднятию восстания против него представителем царского рода Ожетом. Найби был убит, но Ожета заставила пойти на компромисс китайская армия. В результате внутренних переворотов в 53 году до н.э. государство Усуней распадается на 2 половины (Малый куньбек, и Великий куньбек ). Ожет получил титул Малого куня и 40 тыс. семей, ставка его была в северной части страны, в Жетысу, со столицей - Чигу. Янгуйби - ставленник Китая получает титул Великого куньбека и 60 тыс. семей. С периода 30-16 года до нашей эры, удалось вновь объединить оба государства в единое целое. Это удалось Силыбию. Однако оно не смогло долго продержаться, в 17 г.д.н.э. против него начал войну Уйжинжан.В дальнейшем, история двух государств Усуней за период в 48 лет насчитывает аж-9 войн, не считая внутренних междоусобиц! После этого государствами управлялись китайскими наместниками. В начале 5 века н.э. имя - усуней, практически уже нигде не фигурирует, однако один из родов старшего жуза современных казахов носит название «уйсын».