Постоянные татарские набеги тормозили развитие производительных сил, мешали вовлечению в хозяйственный оборот наиболее плодородных земель, создавали непреодолимые препятствия развитию земледелия и скотоводства на обширных просторах значительной части русского государства.
Многочисленные перестройки, проводимые Петром в области управления государством, привели к созданию централизованной системы органов управления. В 1721 г. Петра I провозгласили императором, что означало дальнейшее усиление власти самого царя. "Император Всероссийскиий,- записано в воинском регламенте,- есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам бог повелевает."
В 1711 г. вместо Боярской думы был учрежден Сенат. В него
вошли девять ближайших Петру сановников. Сенату предписывалось разрабатывать новые законы, следить за финансами страны, контролировать деятельность администрации. Руководство работой сенаторов было поручено генерал-прокурору, которого Петр называл "оком государевым".
В 1718 г. уничтожили запутанную и громоздкую систему приказ-
ного управления страной. Вместо полусотни приказов, чьи функции переплетались и не имели четких границ, было учреждено двенадцать коллегий. Для них построили специальное здание (ныне его занимает СПбГУ). Каждая коллегия ведала
строго определенной отраслью управления страной. Важнейшими коллегиями были: Коллегия иностранных дел - внешние сношения; Военная коллегия - сухопутные силы; Адмиралтейская - флот; Камер-коллегия - сбор доходов; Статс-коллегия - расходы госу-
дарства; Вотчинная - дворянское землевладение; Мануфактур-коллегия - промышленность, кроме горно-металлургической, которой ведала Берг-коллегия, и др. Фактически, на правах коллегии существовал учрежденный в 1720 г. Главный магистрат, ведавший русскими городами.
Своеобразной коллегией был Синод, или духовная коллегия, уч-
режденный в 1721 г. Создание Синода явилось продолжение борьбы между верховной светской властью и церковью и знаменовала еще один шаг на пути полного подчинения церкви государству. Должность патриарха - главы русской церкви была упразднена. Церковь стала составной частью государственной машины русского самодержавия. Руководство деятельностью Синода поручалась специальному государственному чиновнику - обер-прокурору Синода.
С целью укрепления власти на местах в 1708 г. страну раздели-
ли на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию, и поэтому, в свою очередь, делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Таким образом, сложилась единая для всей страны административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх, опиравшийся на дворянство.
Во второй половине 17 в. общая тенденция развития госу-
дарственной системы России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой и боярской аристократией, от сословно-представительной монархии к "чиновничье-дворянской монархии", к абсолютизму. В 17 в. изменился титул
русских царей, в котором появился термин "самодержец". Он зву-
чал: "Великий государь царь и великий князь, всея Руси самодер-
жец".
Общий процесс подчинения всех областей жизни и управления страной неограниченной властью монарха встретил протест со стороны русской православной церкви. Она являлась крупнейшей феодальной организацией, владевшей несметными богатствами, тысячами крепостных крестьян и огромными земельными угодиями. Церковь с успехом отбивала попытки государственной власти поставить под свой контроль ее владения. Но Петру удалось частично подчинить церковь государственной власти.