Управление страной должно строиться по принципы разграничения функций властей. Высший законодательный орган власти - Народное вече. ”Народное вече есть одно целое и на камеры не разделяется. Вся законодательная власть в нем обретается”[17] (принцип двухпалатной системы Пестель почему-то не признавал). Народное вече объявляет войну, заключает мир, обсуждает и принимает все законы, кроме конституционных.
Высшая исполнительная власть сосредотачивается в Державной думе, избираемой на 5 лет Народным вечем из числа кандидатов, представленных окружными наместными собраниями. Державная дума состоит из пяти человек и ведет переговоры с иностранными государствами, руководит военными действиями во время войны, но не имеет права ни объявлять войну, ни заключать мирные договоры и прочие трактаты. Она имеет свою канцелярию. ”Все министерства и вообще правительствующие места состоят под ведомством и начальством Державной думы”[18].
Дабы законодательная и исполнительная власть ”не выходили из своих пределов”, учреждается высший контрольный орган - Верховный собор из 120 членов, избираемых пожизненно Народным вече из числа кандидатов, выдвигаемых окружными наместными собраниями. На рассмотрение Верховного собора представляются все законы, принятые Народным вече, и ни один из них не может вступить в силу без санкции этого контрольного органа. Однако лишь Верховный собор рассматривает предоставленные ему законы лишь с точки зрения их соответствия конституции, не вникая в содержание. Он посылает своих полномочных представителей в министерства и области. Предусматривалось, что в этот орган избирались наиболее заслуженные и авторитетные граждане страны.
По проекту предлагалось также, что распорядительную власть на местах будут осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную - окружные уездные и волостные правления. Компетенция волостных собраний была довольно широкой: они выслушивали исполнительных органов власти в волости, уезде, губернии - в волостных, уездных и земских правлениях, принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления и утверждали прежних, и вообще занимались всеми делами местного значения. Местные органы власти согласно ”Русской Правде”, избираются сроком на один год. Кратких срок полномочий местных выборных органов власти рассматривались Пестелем как гарантия против узурпации власти.
Все граждане мужского пола, достигшие двадцатилетнего возраста, получали избирательные права. В конституционном проекте Пестеля отсутствовал избирательный ценз. Чтобы избирать и быть избранным, надо было быть лишь совершеннолетним гражданином Российской республики. Пестель предполагал, что избиратели отдадут предпочтение более просвещенным людям, но ценза грамотности у него в конституции не было: и грамотный и неграмотный имели одинаковое право голосования. ”Каждый гражданин имеет право на занятие всех мест и должностей по государственной службе, - говориться в “Русской Правде”. - Одни дарования, способности, познания и услуги служат поводом и причиною к прохождению службы”.
2.2 Демократические преобразования в сфере прав человека
В ”Русской Правде” намечена и широкая программа других демократических преобразований, в центре которых находиться охрана личности и частной собственности.
”Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства, - говориться в ”Русской Правде”. - На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия”[19]. Провозглашается неприкосновенность личности жилища граждан: ”Никто из граждан не должен быть лишен и под стражу посажен иначе как законным порядком и законным образом. Всякое действие, сему противное, наводит строжайшую ответственность на нарушителей. В дом гражданина никто войти не может без его согласия”[20].
”Священным” и ”неприкосновенным” ”Русская Правда” объявляла право собственности; определены гарантии защиты этого права. Категорически запрещается конфискация имущества в казну. В случае лишения какого-либо лица всех прав состояния за тяжкое преступление имущество следует отдавать его наследникам, а не конфисковать. Допускается изъятие части имущество для уплаты долгов и ”пеней”.