Исторический, человечество вбирая знания и опыт предыдущих поколении, все круче поднимается по образной спирали развития, приближаясь к разгадке тайн природы, мироздания, используя и подчиняя окружающую среду и ее обитателей. Но в своем победном шествии человек как-то пропустил и не заметил; когда и как першагнул грань отделившую его от прародины-животного мира. Если говорит образно, то представьте,-что некая обезьяна просто не заметила изменении происходящих в ней генных мутации и около двух миллионов лет тому назад спустилась с дерева и пошла своей, отличной от всех других, даже биологически родственных видов-дорогой. В мировой литературе наиболее ранние, до появление «homo sapiensa» существа традиционно относят к « общественным организмам биолого-социального типа». На самых ранних этапах существования «организмов биолого-социального типа» уже существовали регуляторы( видовые, половые, возрастные и. т. д. ) имеющие аналоги и в животном мире. Но в отличие от чисто природных, естественных начал, в проточеловеческом коллективе всегда присутствовал элемент общественного сознания, привносящая потенциал запоминания, повтора и совершенствования, что явилось залогом дальнейшего развития. Основой основ рождения правовых регуляторов в проточеловеческом коллективе имеет место быть биологический(видовой), психологический( интеллектуальный) факторы. Именно биолого-психологические регуляторы на фоне географического и климатического условии, изначально, составлявшей вариант этногенеза, оформили социальную жизнь на самой заре человеческой истории. И все естественные, связанные с природой регуляторы развивались вместе с усложнением общественной жизни. Усложнялись и закреплялись или заменялись новыми правовыми регуляторами рожденными суровой практикой первобытных общин. И в этой связи необходимо остановиться более подробно на характеристике первобытного общества. Сейчас всем ясно, а материалистическое учение особо подчеркивает, что повседневный быт, в окружений дикой природы, диктовали жесткие условия добывания пищи, распределения, уклада жизни сообществом полуобезьян. Начальный коммуналистический быт поддерживался неукоснительной реализацией двух принципов(обычаев): «реципроктности»-все, что производилось сдавалась в общее пользование; и «редистрибуций» -все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю. На иных основах первобытное общество просто не могло бы существовать. Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. В течении многих тысячелетии производительность была крайнее низкой, все, что производилось, потреблялось. Раняя структура первобытного общества состояла из родовой общины-обьединения на основе родственных связей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждени и решении любого вороса. Для осуществления оперативного управления, как правило, избирался старейшина-наиболее уважаемый член рода ( действие психологического фактора). Старейшина был не только выборным, но и сменяемым; как только появлялся сильный(на раних ступенях развития), более опытный и умный человек( на последущих ступенях) заменял предводителя(старейшину). Особых противоречии при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя и свои интересы от рода, а с другой, положение предводителя не давала никаких привелегии кроме уважения; он работал наравне со всеми и получал свою долю как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода. Нормативные регуляторы функционировавшие в обществе отвечали интересам всех и имели естественные происхождения. Укрупнение коллективов родов в племена напрямую зависела еще от уровня развития экономики, определявшего какое количество людей могла прокормить определенная территория. Первоначально, видимо, закреплялись системы запретов(табу) на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права, вначале добровольно, в силу привычки, а затем, в случае нарушения принимались обществом меры принуждения вплоть до смерти или равносильного ей наказания виновного, например изгнание из рода. Далее, развитие экономики шло путем совершенствования орудии труда –шлифованные, более совершенные каменные орудия труда, мотыга, лук, копье) и путем совершенствования способов, приемов организации труда(собирательство, рыбная ловля, охота, земледелие, скотоводство), все это приводило к неуклонному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда Развитие общества, усложнение социального и материального быта усложняла общественные связи, приводило к появлению новых обычаев, увеличению их числа, закрепление, которых, происходило как правило посредством освящения в виде обрядов, обычаев, традиции, перераставщие в некоторой части в религиозное верование. Все это сопровождалось появлением культурологического ряда: поэтических сказаний, мифов, легенд-что привело к упорядочиванию и некоторой систематизаций нормативно-поведенческих регуляторов. Вторая фаза развития права происходит при укрупнении общественных структур; близкие роды обьединяются в племя. Возникают первые, еще хрупкие союзы племен, что позволяло уже более эффективно противостоять силам природы, успешнее отражать агрессию соседей и главное, самим нападать на них. Это способствовала более быстрому освоению новых орудий и приемов труда его (интеллектуальной) специализации, приведшей впоследствий к углубленному общественному разделению труда. Изночально присваивающее форма экономики медленно трансформировалась в производяшее. Появление прибавочного(избыточного) продукта обусловила создание общественной трудовой кооперации, повлекло появление необходимости нормирования затрат времени и участия каждого члена коллектива на общественные нужды, а также распределение и обмена производимого продукта. Именно этот прогресс замечен Ф. Энгельсом:-«На известной весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределение и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинялся общим условиям производства и обмена»(Маркс К. Энгельс Ф., соч. т. 18 с. 272). Но эффективная организация подобной кооперации, нормирование и распределения стала возможной лишь тогда, когда руководящая верхушка первобытного общества-старейшины, духовные и военные вожди, функционально отделились от основной массы производителей, перестали участвовать в процессе материального производства, специализировавшись только на руководстве и управлений. Племя управлялась советом старейшин, представлявших соответствущие роды. Выборы до уровня совета старейшин происходило участием всех взрослых членов рода( действие принципа прямого народовластия). Совет старейшин из своего круга выдвигал племенного вождя. Эта должность также на начальных этапах развития была сменяемой и не давала привелегии. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза(иногда двух, один был военным вождем; (действие представительской демократии)). С развитием общества с появлением регулярного прибавочного(избыточного) продукта, появилась возможность содержание руководящей верхушки-вождей разных уровней, жрецов и знахарей. – которые накапливали знания и опыт. Специализировались на отправлении культовых, религиозных, общественных и. т. д. должностей. Теперь вожди и их приспешники уже не участвовали сами в процессе материального производства. Но в их интересах и в их функциональную обязанность входило поддержание складывающейся социальной иерархии общества. Закрепление статуса вождизма, вначале пожизненно, а затем и наследственно. Общественную жизнь оформляла уже подобие системы правил и норм, все более принимаюшее форму обычного права древнего общества. Закреплявшаяся в традициях, легендах и мифах. Мифология давала божественные (космические) обьяснения вождизму, отчуждая ее от демократических начал.