В мышлении современного человека сложилось понятие о праве как о продукте государственной деятельности и как об инструментарии государственных органов. Причиной послужил как доминирующий формально-догматический метод познания, так и реальная практика государственных институтов и органов, особенно защита государственности и пропаганда интересов государства, в том числе, особых интересов бюрократического аппарата управления. Всегда, именно, формально-догматический подход пропагандировался и культивировался во всех странах, что отразилось в мировой юридической литературе, однозначно закрепившей статус государства и его интересы приоритетным в отношении ПРАВА. Даже в СССР несмотря на установку о народовластии, долженствующей обозначить в последующем отмирание регулирующих функции государства, особые интересы аппарата управления ужесточили и создали условия «двойных стандартов» действия права, своиственных тоталитарным режимам. Но несомненно то, что ПРАВО «старше» государства и никакая государственная власть не была и не есть первоначальный источник ПРАВА. Вся историческая практика человечества доказывает, что ПРАВО возникло задолго до образования государства. Известно, что государство, как продукт общественного развития появилось лишь на определенной ступени его зрелости. Около 5-тысяч лет тому назад, тогда как история генезиса человечества насчитывает более двух миллионов лет. Правоотношения вообще присущи всякому социально организованному сообществу. Будь-то на уровне животного мира или человеческой цивилизации В сообществах первобытного строя правоотношения всегда присутствовали в естественно-конкретной форме, закрепляясь в обрядах, традициях, и обычаях, отражаясь в легендах, сагах и мифах, а с изобретением знаковых символов (письменности) все более приобретала абстрактные формы и масштабность. К этому же времени относятся появление первых государсвенных образовании, вначале в оседлых земледельческих, а затем и кочевых районах расселения людей. Обычное право ранних обществ, давшее базисное начало последуюшему государственному праву, возникло исключительно творчеством многих поколении изначально сосуществовавщих обществ. Родовое, общинное или, как принято называть- обычное право сложилось исторически в силу полезности и постоянной повторяемости естественно-правовых прецендентов на фоне географического, климатического, и этногенного факторов. Что сказалось на своеобразии и исторической многовариантности более поздних, например, «варварских правд». Данная работа не претендует на охват всех проблем организации древнего общества и выявления механизмов регулирования общественной жизни. Цель автора –попытка высветить рождение ПРАВА в раннем человеческом коллективе, и раскрыть, по возможности, логическую(философскую) связь психологической сферы древнего человека с материальной и социальной организацией общественной жизни.
Литература по данной теме содержит диаметрально противоположные подходы и крайне противоречивые оценки. Возможно от того, что до сих пор разнообразны представления о характере общественной жизни древности у всех авторов от прошлого до современного веков. Это же можно отнести и к сложению понятий о принципах и механизмах регулирования общественной жизни древних коллективов.
Анализ общественного уклада древнего коллектива, выявление различных правоотношении и их аспектов( возрастных, семейных, производственных, социальных) являющихся составными системы права-требует определение «метода поиска истины» , т. е. философскую основу. Вторгаясь в область философии мы должны помнить, что человечество уже выработало немало философских систем, в том числе и религиозных учении, являющихся каждая квитэссенцией пытливого человеческого ума и его неуемной (разнообразной) практики. В этом ряду предпочтительно материалистическое учение, значимость которого не только в том, что хронологически завершает ряд, но и в том, что является универсальной, впитавшей в себя наиболее ценные позитивы предыдущих философских построении. Особенно, такие категории как диалектический и исторический материализм, являющимся краеугольными камнями сколь-нибудь значимых философских систем. Материализм, есть творческая мировозренческая, философская система, подготовленная всей предыдущей историей, накопленным знанием, общественной практикой, развитием не только материального, но и интеллектуального потенциала общества.