Собор Софии является прежде всего памятником своей эпохи, обладавшим необыкновенной силой воздействия не только на современников и на ближайшие к ним поколения, но и на людей последующих столетий и даже последующего тысячелетия.
Что же касается отдельных элементов Константинопольской Софии, например, парусов, внутренней мраморной облицовки стен, закомар и многих других, то они оказали очень большое влияние как на византийскую архитектуру последующего времени, так и на зодчество других стран.
Особенно существенно, что София послужила в известном смысле отправной точкой развития крестовокупольной системы последующего времени. Она и в этом отношении является глубоко закономерным и необходимым звеном развития византийской и всей мировой архитектуры.
Характерной чертой византийского зодчества являются купола, расположенные на квадратном основании, которое в отличие от ротонды может быть расширено пристройками, купола, опирающиеся на четыре опоры, купола на барабанах. Причиной того, что в центре внимания византийских зодчих находилось центрическое купольное здание, была христианская религия. Христианские храмы всем своим обликом должны были напоминать об ином мире. По мнению византийских зодчих именно центрическое купольное здание соответствовало христианской вере. Крестово-купольная система явилась известным универсальным методом архитектурной композиции, охватывающим функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Этот метод открывал архитекторам того времени и последующих эпох возможность широко варьировать и развивать центрическую купольную композицию – одно из самых ценных и разносторонних достижений архитектуры всех времен и народов.
Византийская архитектура повлияла на мусульманское зодчество, особенно на турецкое зодчество, когда в Стамбуле начали появляться одно за другим прямые воспроизведения Софии.
Византийская архитектура была своего рода узловым пунктом развития зодчества между античностью и Европой эпохи средних веков и нового времени.
Влияние византийской архитектуры на развитие зодчества Восточной и Западной Европы было очень велико, и до сих пор оно не достаточно оценено. В отношении Восточной Европы, главным образом Руси, не требуется особых доказательств, так как византийские истоки русского зодчества справедливо являются общепризнанными.
Многое в готической архитектуре объясняется влияние византийского зодчества, например, ажурность готических соборов, явившаяся развитием характерной особенности Константинопольской Софии, или система готических балдахинов, развивавшаяся из византийских прототипов, или, наконец, аркбутаны, возникшие в Византии и перешедшие затем в Западную Европу.
Особенно существенно влияние византийского зодчества на архитектуру Возрождения. Оно сказалось преимущественно в центрическом купольном архитектурном типе и прослеживается начиная от Брунеллески через Браманте вплоть до Палладьо. Влияние крестовокупольной системы на многие выдающиеся постройки Ренессанса осуществлялось отчасти через посредство ряда византийских построек на почве Италии.
Если рассмотреть наиболее выдающиеся европейские монументальные здания, то их связи с Византией выступят очень отчетливо. Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. В соборе Павла в Лондоне, Пантеоне в Париже, соборе Смольного монастыря, Казанском и Исаакиевском соборах в Санкт-Петербурге мы увидим в основе крестовокупольную систему в конечном счете византийского происхождения.
Византийская архитектура была связующим промежуточным звеном между античной архитектурой и архитектурой Возрождения и последующего времени в Европе.
Список используемой литературы
1. Якобсон А.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры, Изд-во «Наука», Ленинград, 1985.
2. Гольдштейн А.Ф. Зодчество, Москва «Просвещение», 1979.
3. Кантор А.М., Сидоров А.А. Малая история искусств, Москва «Искусство», 1975.