Это не значит, что средневизантийская архитектура не создала ничего своего. В ней отражены самые противоположные тенденции. Сталкиваясь друг с другом, они образовали нечто новое.
Основным достижением средневизантийской архитектуры явилось создание крестовокупольной архитектурной системы. Эта система зародилась и сделала свои первые шаги еще в ранневизантийский период, однако своего полного развития, своей зрелости она достигла только в средневизантийской архитектуре. Крестовокупольные здания Византии производят исключительно сильное впечатление своей удивительно уравновешенной композицией, которая направлена на выявление основных пространственных координат. Интерьер крестовокупольного здания распадается на девять пространственных ячеек, которые строго друг другу подчинены и образуют наглядную иерархическую систему пространства. Памятник на могилу цена изготовление скульптур и памятников.
Во всей мировой архитектуре предшествующих периодов не было ничего, что можно было бы приравнять к средневизантийской крестовокупольной системе. Значение ее заключается в том, что в ней впервые была разработана группировка пространственных ячеек.
2. Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время
Рядовая жилая застройка Константинополя и столичные дворцы средневизантийского времени до нас не дошли. Планировка последних остается неизвестной. Об их наружном виде можно до некоторой степени судить по дворцовым постройкам, сохранившимся в других городах.
Ближе всего к константинопольским дворцам были наиболее богатые дворцы Венеции. Так, например, дворец Фондако деи Турки был построен в подражание наиболее роскошным средневизантийским зданиям Константинополя. Характерны колоннады, занимающие весь уличный фасад дворца. Главная улица Константинополя и некоторые другие его улицы были сплошь застроены подобными зданиями. Они образовывали сплошные ряды колонн, которые обрамляли улицу с двух сторон. На фасаде Фондако деи Турки намечены две башни, отмечающие углы здания. Это свидетельствует о происхождении данного типа венецианского и константинопольского дворцов от римских зданий с портиком между угловыми ризалитами.
Сохранились многие средневизантийские церковные постройки Константинополя, однако они дошли до нас в сильно искаженном виде.
Главной дошедшей до нас постройкой Константинополя, является замечательный комплекс трех слитых воедино церквей монастыря Пантократора. Он состоит из более ранней северной церкви, пристроенной к ней несколько позднее немного более крупной южной церкви и купольного помещения, расположенного между ними и их соединяющего. Известно, что эта однонефная однокупольная часовня представляет собой усыпальницу императора Мануила Комнина (1143-1180 гг.), построенную еще при его жизни. Это позволяет датировать обе церкви, к которым часовня была пристроена. Они возведены до нее. Южная церковь была построена после северной, так как ее лестничная башня, расположенная к северу от нартекса, прислонена к южной лестничной башне северной церкви. Более ранняя датировка северной церкви подтверждается также тем, что она по своей архитектуре несколько архаичнее южной церкви. Архитектурный тип северной церкви представляет собой промежуточный вариант между пятинефной и трехнефной крестовокупольными постройками.
Южная церковь была первоначально большим пятинефным крестовокупольным зданием. Обе церкви монастыря Пантократора представляют собой крестовокупольные постройки сложного варианта. Особенность обоих этих зданий заключается в отсутствии стен, отделяющих боковые апсиды от главной части интерьера. Этим несколько усилена алтарная часть. Особенностью южной церкви является, кроме того, нартекс, открытый наружу тройным проемом, со вставленными в проемы мраморными обрамленьями. Это говорит о том, что здание было рассчитано на торжественные входы, вероятно, самого императора.
Также дошедшей до нас постройкой является дворец Сан-Марко в Венеции. Западноевропейские архитекторы различных эпох испытали на себе воздействие именно Сан-Марко, который был один из сильнейших проводников византийского влияния в Западной Европе. Сложная и вместе с тем глубоко целостная пространственная структура Сан-Марко привлекала к себе особенное внимание западноевропейских зодчих. Созданная на основе всего предшествующего развития византийской архитектуры, органически включающей в себя наследие греческого и римского античного зодчества структура Сан-Марко является замечательным связующим звеном между архитектурой античности и Западной Европы.