С учреждением волостей и со введением в действие уставных грамот крестьяне вступали в пользование прочими, даруемыми им правами, на точном основании Общего и Местных Положений о крестьянах и дополнительных правил.
Положение о губернских по крестьянским делам учреждениях
Правительство придавало большое значение учреждениям, на которые были возложены обязанности по проведению крестьянской реформы на местах. Этим было продиктовано издание специального законодательного акта, в котором детально были разработаны структура и функции указанных учреждений.
Первым звеном в этой системе были мировые посредники, вторым, утверждавшим решения мировых посредников и рассматривавшим поступавшие на них жалобы, — уездный съезд мировых посредников. Третьим звеном, утверждавшим решения мировых съездов, рассматривавшим жалобы на действия первых двух звеньев, а также разрешавшим все другие вопросы, связанные с проведением реформы в жизнь, выступало губернское по крестьянским делам присутствие, возглавляемое губернатором. Высшее наблюдение над деятельностью этих учреждений и вообще над проведением реформы было возложено на Главный комитет об устройстве сельского состояния, образованный одновременно с утверждением Положений 19 февраля 1861 г. и заменивший собой Главный комитет по крестьянскому делу, на который была возложена подготовка крестьянской реформы. Главный комитет об устройстве сельского состояния числился при Государственном совете под непосредственным наблюдением императора. В состав Комитета назначались по личному выбору императора руководители ведомств, непосредственно связанные с подготовкой и проведением крестьянской реформы: министры внутренних дел, юстиции, финансов, государственных имуществ, императорского двора, начальники 2 и 3 отделений Собственной его императорского величества канцелярии.
Первостепенное значение придавалось институту мировых посредников. Из 132 статей данного Положения 122 трактуют о порядке назначения, компетенции и ответственности этих должностных лиц.
Дополнительные правила об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам
Мелкопоместным считался помещик, который имел менее 21 души мужского пола и притом не более определенного в законе количества земли. По 10-й ревизии из 103 194 помещичьих семей (владевших населенными имениями) насчитывалось 42 978 семей, владевших менее чем 21 душой мужского пола каждая, т. е. 41,3% от общего числа земле- и душевладельцев. В общей сложности у таких владельцев числилось 339 586 душ мужского пола, или в среднем по 8 душ на владение. Однако мелкопоместных в смысле настоящих Дополнительных правил (т. е. отвечающих обоим критериям — мало крестьян и мало земли) было вдвое меньше. Помимо этого насчитывалось 3703 семьи беспоместных душевладельцев, у которых в общей сложности находилось 12 286 душ мужского пола крепостных, или немногим более чем по 3 души на владельца[75].
Необходимость издания особых, более льготных для мелкопоместных владельцев Правил диктовалась заботой правительства поддержать материально этот слои дворянства. Имея в среднем по 8 душ на владение (а в более чем 23 случаев и менее душ), в материальном отношении они мало чем отличались от крестьян (хотя и обладали всеми правами и привилегиями дворянства): жили в тех же крестьянских домах и наравне с крестьянами обрабатывали землю. Многие из них жили всецело за счет военной и гражданской службы. Именно этот слой дворянства до реформы разорялся и деклассировался. С 8-й (1833 г.) по 10-ю ревизию число мелкопоместных сократилось в полтора раза, а душевладельцев — в пять раз. Своих крестьян они продали другим помещикам или отпустили за выкуп на волю.
III. Обнародование Манифеста и Положений
Опубликование «Положений» о новом устройстве крестьян вызвало полное разочарование в радикальных кругах. «Колокол» Герцена в статьях Огарева провозгласил, что крепостное право в действительности вовсе не отменено и что «народ царем обманут».