Историки эпохи Просвещения, идеологи революционной в то время буржуазии впервые стали рассматривать феодализм как строй, господствовавший в средневековой Европе, и попытались дать его научное определение. Будучи идеалистами в понимании истории, эти ученые трактовали феодализм только как политическую или правовую систему. Главными чертами феодализма некоторые из них (Вольтер— во Франции, Робертсон и Юм—в Англии) считали политическую раздробленность и как следствие ее — господство в средние века папской теократии. Другие, в частности Монтескье и Мабли (во Франции), определяли феодализм как систему феодов и феодальной иерархии.
Ограниченность такого определения объяснялась отчасти слабой разработкой в то время экономической и социальной истории средних веков, а также тем, что она изучалась преимущественно на материале одной лишь Франции, где вассально-ленная система выступала с особенной четкостью.
Историки-просветители относились к феодализму, как и к средневековому периоду в целом, отрицательно.
Теория «континуитета»
Теория
«континуитета» с начала XX в. стала оказывать все возрастающее воздействие на
буржуазную медиевистику. Не избежал некоторого ее влияния даже такой противник
«критического н ...
Иммунитетные права землевладельца
Обычно иммунитетные
права крупного землевладельца сводились к следующему: он пользовался на своей
земле судебной властью; имел право взимать на территории иммунитета все
поступления, которые до это ...
«Салическая правда»
«Салическая правда» — источник для изучения общественного строя
франков Важнейшим источником для изучения общественного строя франков
(преимущественно Северной Галлии) в меровингск ...