Империя достигла вершины славы, отбросила гуннов и
отгородилась от них Великой Стеной. Отныне миллионы крестьян могли спокойно
обрабатывать свои поля, им не угрожали набеги и голод, и Поднебесная несколько
десятилетий могла наслаждаться покоем. Преемники великого императора У-ди
продолжали политику колонизации и наделяли нуждающихся крестьян землёй на
окраинах – хотя постепенно масштабы колонизации уменьшались, а правители всё
больше склонялись к тому, чтобы почивать на лаврах и проводить жизнь в гаремных
покоях. Вновь приближенные ко двору конфуцианские мудрецы учили, что императору
достаточно «в молчании сидеть лицом к югу» – порядок установится сам собой с
помощью «духовной внутренней силы». Политика государственного регулирования
была постепенно оставлена, и люди снова стали жить по законам буржуазного
общества. В деревнях снова началось перенаселение, и ростовщики скупали земли
бедняков; дворцы богачей снова украшались вышитыми шелками, а умирающие от
голода люди лежали в полях и на дорогах. Учёные сановники понимали причины
происходящего и пытались вернуться к государственному регулированию, остановить
«зло скопления земель». В 8 году нашей эры первый министр Ван Ман отстранил от
престола малолетнего императора Пин-ди и провозгласил о начале новой эры и
новой династии.
– При прежних династиях воля неба нарушалась, – гласил императорский указ, –
отношения между людьми повергались в хаос и нарушался принцип – ЧЕЛОВЕК ПРЕВЫШЕ
ВСЕГО… У богатых собаки и лошади имели пищу с избытком, бедным же не хватало
для пропитания отрубей и отбросов, они доходили до крайности и совершали
преступления… Отныне все, кто не имеет земли, должны получить её в соответствии
с законом… Ван Ман попытался произвести уравнительный передел земли в соответствии
с принципом "цзинь-тянь", принадлежавшим древнему мудрецу Мэн-цзы, –
однако богатые и знатные воспротивились реформам. С тех пор, как императоры
стали управлять "сидя лицом к югу", местные чиновники стали думать
лишь о личной наживе, они породнились с богатыми и знатными и выполняли лишь те
указы, которые им нравились. Нити управления империей были потеряны – а между
тем, демографическое давление всё возрастало, население Поднебесной достигло 60
миллионов, и в стране свирепствовал голод. В 18 году миллионы голодающих
крестьян поднялись на восстание, повстанцы окрасили свои брови в красный цвет,
они овладели низовьями Жёлтой Реки и истребили местных чиновников. На Юге
подняла мятеж местная знать, в стране началась гражданская война. В 23 году
столица была взята штурмом и Ван Ман погиб. В 28 году предводитель южан Лю Сю
разгромил "краснобровых" и провозгласил себя "новым У-ди" –
императором Гуан У-ди. Новому императору удалось усмирить знать, он освободил
рабов и роздал землю крестьянам – это было нетрудно сделать, когда повсюду
лежали запустевшие поля. Война унесла 3/4 населения Поднебесной, города
обратились в развалины, повсюду белели черепа и кости – это была катастрофа,
какой ещё не видела Поднебесная: демографическое давление взорвало и опустошило
огромную страну.
В I веке нашей эры история началась сначала, начался новый ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ
ЦИКЛ, который продолжался полтора века. За сто лет Поднебесная наполнилась
новыми поколениями, деревни снова стали многочисленными, а города многолюдными.
Затем вновь началось Сжатие, бедняки снова продавали землю ростовщикам, дворцы
знати украсились вышитыми шелками, а умирающие от голода снова лежали в полях и
на дорогах. Как и во времена Ван Мана, немногие честные чиновники пытались
как-то помочь простому народу – но потерпели поражение и бежали, скрываясь в
деревнях и лесах. Давление же всё возрастало, и численность населения снова
приблизилась к 60 миллионам; повсюду свирепствовали голод и чума, и среди
голодающих ходили новые пророки, указывавшие на небо. Одним из этих пророков
был «великий маг» Чжан Цзюэ, создавший секту, которая называлась «Путь Великого
Равенства», «Тайпиндао». В 184 году члены «Тайпиндао» повязали головы жёлтыми
повязками и поднялись на борьбу – началась гражданская война, продолжавшаяся 20
лет и унёсшая 7/8 населения Поднебесной. Великая Равнина опустела: Выйдешь из
дому – ничего не увидишь, Белые кости покрывают равнину… – горестно причитал
среди развалин случайно уцелевший поэт. Империя раскололась. На юго-западе, в
Сычуани, "тайпины" создали своё царство Шу. Правивший здесь
легендарный мудрец Чжугэ Лян боролся с помещиками и ростовщиками, для бедняков
устраивались приюты, где они могли получить кров и пищу. На юго-западе, в
царстве У правили богатые и знатные, а в долине Хуанхэ, в выгоревшем и
опустошённом центре Сжатия утвердилась новая военная монархия, империя Вэй. С
помощью "чистых чиновников" полководец и император Цао Цао пытался
восстановить здесь систему государственного регулирования.
Три царства на протяжении полувека сражались друг с другом – и, как когда-то в
"Эпоху Сражающихся Царств", огромные армии устилали телами солдат
поля многодневных сражений. В 280 году вэйский император Сыма Янь сумел
объединить Поднебесную и основать новую империю Цзинь. Сыма Янь претворил в жизнь
старый проект Мэн-цзы и восстановил систему "цзинь-тянь", каждому
крестьянину было выделено 120 му (5
га) земли и на какое-то время Поднебесная успокоилась.
Население стало вновь расти и снова поднялись из руин города – однако
процветание продолжалось недолго. В начале IV века в Великой Степи произошли
роковые события: кочевники научились пользоваться стременем и седлом. Привстав
в стременах, степной всадник мог вложить в сабельный удар всю массу своего тела
– это было новое оружие, погубившее цивилизацию Древнего Мира. Орды новых
кентавров лавиной обрушились на окружающие страны – от Запада до Востока.
Империя Цзинь погибла, города обратились в груды развалин, возле которых
возвышались воздвигнутые завоевателями курганы из черепов.
Выйдешь из дому – никого не увидишь, Белые кости покрывают равнину…
Начальный этап формирования Французского королевства
После распада
Каролингской империи в 843 г.
восточная граница Франции, отделявшая ее от Германии и Италии, по Мерсенскому
договору 870 г.
прошла главным образом по большим рекам: по нижнему течени ...
Процесс феодализации варварских племен
В тех странах
Западной Европы, в которых взаимодействие германских и позднеримских отношений
было менее полным, чем в охарактеризованных выше, или вовсе отсутствовало,
процесс феодализации происход ...
Основа англосаксонского общества, земля
Первоначально основу
англосаксонского общества составляли свободные крестьяне - общинники — керлы,
владевшие в пределах общины значительными участками пахотной земли, так
называемой гайдой (у ...