Силой непобедимого оружия, огнем и мечом римляне
создали новый мир и новый порядок – этот мир и этот порядок назывался pax
Romana. Всё так же светило солнце над равнинами благословенной Италии, и
римский крестьянин все так же шел за плугом – но теперь у него была пара добрых
быков, которых вёл под узду молодой раб, приведённый из дальнего похода.
Раб мог заменить крестьянина на пахоте, а домашнюю работу выполняла тихая
служанка-рабыня, купленная на рабском рынке в соседнем городке. У крестьянина
было несколько гектаров пашни и добротный дом, в котором на видном месте висели
боевые доспехи.
Римляне были господами нового мира, многие из них имели поместья с десятками
рабов и виллы с колоннадами, парками и бассейнами.
Когда-то Ромул со своими патрициями укрепился на Палатинском холме, поработил
часть окрестных жителей и заставил остальных платить дань – теперь римляне
проделали это со всем Средиземноморьем.
Окончательно подавив сопротивление италиков, они заняли лучшие земли
полуострова; Рим стал огромным городом-лагерем, откуда во все стороны света
выходили непобедимые легионы; они сметали с лица земли города и цивилизации и
возвращались с грудами золота и толпами закованных в кандалы рабов. Все
государства завоевателей были похожи друг на друга и история Рима повторяла
историю других арийских государств, историю хеттов, Микен и Спарты. Так же, как
и в других арийских государствах, власть в Риме принадлежала знати, оплотом
которой был совет старейшин, сенат. Патрицианский сенат в IV веке был пополнен
богатейшими плебейскими семьями; аристократия происхождения слилась с
аристократией богатства и образовала сословие "знатных", "нобилей".
Правителей Рима, консулов и преторов, избирал народ, но лишь нобили могли
привлечь простонародье, устраивая для тысяч людей пиршества и цирковые
развлечения. Лишь богатство и знатность могли открыть путь к должностям, а
потом в сенат – отставные сановники становились сенаторами. Сановники получали
в управление провинции и командовали легионами, они развязывали грабительские
войны и, вернувшись с добычей в Рим, возводили мраморные дворцы с портиками и
статуями прославленных предков. Если не удавалось развязать войну, то
наместники грабили собственную провинцию, требуя с неё контрибуции и новые
налоги.
Порядки Рима почти не менялись с первобытных времен Ромула и Рема – государство
не имело ни чиновничьего аппарата, ни налоговой системы. Римляне не платили
налогов, а налоги с провинций сдавались на откупа, и их сбор в действительности
был бесконтрольным грабежом несчастных провинциалов. Римские богачи создавали
откупные компании, складывались и вносили налог авансом, а затем под видом
сбора налога безжалостно грабили провинцию с помощью военных команд. Постепенно
появилось целое сословие откупщиков и банкиров; по старой традиции их называли
"всадниками" – потому что в прежние времена богачом считался только
тот, кто прибывал в ополчение на коне. Всадники покупали и продавали паи
откупных компаний; на старом рынке, "форуме", появилась украшенная
колоннадой "базилика", где финансисты торговали паями и где судьи
разбирали их споры.
В Риме появилась финансовая буржуазия и банки, но торговля и ремесла оставались
чуждыми для народа крестьян и воинов; торговцами и ремесленниками обычно были
поселившиеся в городе финикийцы и греки. После завоевания Греции дома богатых
римлян наполнились греческими рабами; среди них было много ремесленников,
создававших роскошные ткани, вазы, мебель. Греки познакомили Рим с роскошью и
искусством; они научили римлян строить прекрасные виллы с портиками и пировать,
возлежа на позолоченных ложах. На пирах появились изысканные яства, музыканты и
красавицы-гетеры; стало модным упражняться в риторике и цитировать греческих
поэтов. Появились театр и первые латинские писатели – по происхождению тоже
греки; подражая гомеровской "Илиаде", грек Энний написал на латыни
большую поэму о войне с Ганнибалом.
Всё это не нравилось приверженцам старых традиций, привыкшим носить простую
одежду и есть грубую пищу; знаменитый поборник старины сенатор Катон приказал
закрыть первый театр и снести несколько роскошных вилл. Римское простонародье
предпочитало театру кровавые бои гладиаторов, исконно римскую забаву, когда на
арене цирка заставляли сражаться между собой приведённых из похода пленных. В
этих сражениях иногда участвовали целые отряды пехотинцев и всадников,
убивавших друг друга под рев многотысячной толпы; арена была залита кровью и
покрыта трупами – и даже среди зрителей-болельщиков вспыхивали яростные
схватки. Римляне оставались варварским народом, едва затронутым греческой
цивилизацией. Школы, в которых преподавали греческие вольноотпущенники,
посещали лишь дети аристократии; простонародье было равнодушно к музыке, танцам
и даже к спортивным упражнениям в гимнасиях.
В Риме уважали лишь силу и доблесть в сражениях, а к побежденным, пленным,
рабам относились с высокомерным презрением. У римлян было множество рабов – их
было гораздо больше, чем свободных – и считалось, что удержать их в повиновении
можно лишь страхом. Сенатор Катон советовал изнурять раба непосильной работой
так, чтобы он не думал ни о чём, кроме как о еде и сне. Старых и больных рабов
привозили на один из островов посреди Тибра и оставляли там умирать – там
повсюду белели черепа и кости умерших голодной смертью рабов. На огромных
плантациях в Сицилии трудились сотни и тысячи рабов, разделённые на рабочие
отряды; они работали в цепях под щелканье бичей, а на ночь их загоняли в казарму,
где они спали вповалку на земляном полу.
В 137 году доведённые до отчаяния рабы восстали и, вырвавшись из казарм,
буквально растерзали своих господ – тех, кто не успел бежать с острова.
Вооружившись топорами, мотыгами и серпами, рабы разгромили несколько римских
отрядов и три года владели Сицилией – но, в конце концов, восстание было
подавлено, и 20 тысяч рабов было распято на крестах. Кресты стояли по всей
Сицилии – это был символ римского мира и римского порядка, "Pax
Romana". Кресты с умирающими рабами, толпы пленных, бредущих перед
колесницей триумфатора; мерный шаг проходящих через город легионов; рёв толпы и
трупы гладиаторов на арене; мраморные виллы в зелени парков – таков был римский
мир в глазах современников. "Горе побежденным!" – таков был девиз
этого мира. Так же, как когда-то надменный вождь галлов, город Рим бросил свой
меч на мировые весы, и все народы Средиземноморья покорно несли золото, чтобы
уравновесить оружие победителя. Могло ли это продолжаться вечно? Быть может,
это и был великий мировой порядок, установленный самой природой – порядок, при
котором слабые должны быть рабами сильных? На этот вопрос могло ответить лишь
будущее.
Натурально-хозяйственные основы феодальной экономики
Признавая
натурально-хозяйственные основы феодальной экономики, историки-марксисты не
считают, однако, полное и повсеместное господство натурального хозяйства
определяющим признаком феодального стр ...
Положение зависимого крестьянства
Данные источников
VIII—IX вв. убедительно доказывают полную несостоятельность утверждений
реакционного австрийского историка А. Допша и его последователей, что во
времена Каролингов господств ...
Александрия
Поэзия Востока воздвигла памятник Александру: по
традиции со времен Фирдоуси каждый поэт, чтобы добиться признания, должен был
сочинить поэму в честь Искандера. Но после Александра остался и другой ...