В мире, над которым светило солнце, был Запад и был
Восток, была цивилизация Запада и цивилизация Востока. Запад – это были Греция
и Рим, это были античная культура и христианство. Восток – это были египетские
пирамиды и Вавилонская башня, а потом мир ислама и сказок «Тысячи и одной
ночи». Восток и Запад были соседними мирами, связанными тысячью нитей;
цивилизация Запада пришла с Востока; с Востока пришли земледелие, храмы,
письменность, ремесла.
Восток был родиной земледелия, и отсюда земледельцы расселялись во все стороны
света, разнося вместе с драгоценными семенами свою культуру. Почувствовав
нехватку земли, новые поколения шли осваивать дальние поля за линией горизонта,
шли на запад и на восток – потому что восточнее Востока тоже были земли, реки и
горы! Там, на другом краю света, располагались другие миры, почти что неведомые
людям Запада, загадочные миры Индии и Китая. Об этих мирах ходили легенды, где
сказочное переплеталось с реальным. Легенды говорили, что в Индии вечное лето,
что там растут огромные деревья с листьями в щит воина, что гигантские слоны
вырывают эти деревья с корнем, что они могут встать передними ногами на
крепостную стену и раскачивать хоботом башни. Говорили, что два летних месяца
там идут ливни и грозы, страну затопляют потоки воды, и, спасаясь от потопа,
десятки змей заползают в дома – так что людям приходится уходить из своих
жилищ. Рассказывали, что там так тепло, что люди могут ходить нагими и жить под
деревьями – как во времена райской жизни; что повсюду растут благовонные травы,
воздух наполнен ароматом и, наверное, где-то там, поблизости, расположен рай.
Должно быть, первые земледельцы действительно приняли эту страну за рай; они
пришли из выжженных степей Средней Азии, преодолели покрытые снегом горы и в VI
тысячелетии вступили на благодатные берега Инда. Почти три тысячелетия ничто не
омрачало жизни в раю: «Весна была приветливой и солнечным было лето…» Щедрое
солнце Золотого века сияло над колосящимися полями и деревнями, разбросанными
по равнинам и нагорьям. Высоко в небе пел жаворонок, и пахарь шел за парой
волов, напевая старую песню о зерне и хлебе: Просыпайтесь люди, вместе с
птицами, Пойдемте все вместе возделывать нашу землю… Потом, как и везде,
наступило Сжатие. Появились города, ремесла, торговля, огромные крепости и храмы
– на берегах Инда родилась новая цивилизация.
Народ, создавший эту цивилизацию, историки называют дравидами; когда-то давно
дравиды жили по соседству с шумерами и их города были похожи на города шумеров:
узкие улочки среди глухих стен, а за стенами – внутренние дворики в окружении
кирпичных строений. Приморские города торговали с городами шумеров, и большие
вязаные из тростника корабли плыли вдоль пустынных берегов Персидского залива с
грузом из меди, тканей и слоновой кости. Дравиды научились выращивать индийский
рис и ткать ткани из хлопка – на Западе думали, что эти ткани делают из
растущих в Индии деревьев. Дравиды имели и свою письменность, но их иероглифы
до сих пор остаются нерасшифрованными, и мы ничего не знаем об их преданиях, о
том, кто жил в огромных дворцах и кому поклонялись в храмах.
Города дравидов располагались вдоль берегов Инда, там, куда впервые вступили
пришедшие из-за гор земледельцы. Дальше на юго-восток начиналась страна
джунглей, там не было больших поселений и лишь маленькие деревни колонистов
постепенно продвигались в глубь тропического леса. Освоение джунглей было
трудным делом: только сильная родовая община могла расчистить участок влажной,
переплетенной лианами чащи. Такие общины вместе возделывали землю и поровну
делили урожай между сородичами: они жили так же, как древние охотники, которых
нужда приучила к равенству и братству. Сопротивление джунглей затрудняло
продвижение земледельцев на юг и поначалу люди теснились в долине Инда; здесь
вырастали города, дворцы и могучие крепости – свидетельство того, что Золотой
Век давно подошёл к концу.
В XVII-XVI веках до н.э. на мир земледельческих цивилизаций Азии и Европы
обрушилась Большая Волна. Сокрушая всё на своем пути, арийские племена
ворвались в Северную Индию: "В один день Индра и Агни разрушили девяносто
девять городов дасью", – говорится в арийском гимне. Раскапывавшим
разрушенные города археологам открылась страшная картина: в домах, на площадях
– повсюду лежали скелеты их защитников. Индская цивилизация погибла; жители
сопротивлявшихся городов были принесены в жертву арийским богам – сохранилось
известие об одном таком жертвоприношении в десять тысяч человек. Многие пленные
были обращены в рабов: слово "враг" ("дасью") стало
означать раба. Остальные туземцы превратились в зависимых "шудр",
подобно плебеям и пэриекам шудры жили в своих деревнях и платили господам дань.
Арийские роды, "ганы", поделили между собой завоеванную страну и
обосновались в укрепленных частоколами поселках. Среди тростниковых хижин в
центре поселка располагался загон для скота; сюда пригоняли на ночь скот,
который днем пасся на окрестных пастбищах. Поле вокруг поселка обрабатывали
рабы-дасью; так же, как скот и земля, они принадлежали всему роду; в те времена
ещё не было частной собственности и все было общим. "Будучи объединены
общим скотом, общими мыслями, они вместе боролись", – говорит предание о
древних ариях. Так же, как в Великой Степи, арии проводили жизнь в борьбе, в
походах и войнах; боевые колесницы год за годом выезжали из укрепленных поселков
и устремлялись в набег на дальние, ещё не покоренные племена "дасью".
Сражавшихся на колесницах знатных воинов называли кшатриями, они носили красные
одежды и перед сражением пили вселяющий бесстрашие священный напиток,
"сому". Пехотинцев-простолюдинов называли вайшьями; они одевались в
желтое и шли в бой следом за колесницами. Во главе ополчения выступал
"раджа", опытный воин из числа кшатриев, которого народное собрание
избирало в вожди. Ночью накануне похода устраивались кровавые жертвоприношения,
воины закалывали десятки рабов и множество скота, пили сому и пели гимны, а
жрец-брахман гадал о воле богов. У ариев было множество богов и некоторые из
них – со времен совместной степной жизни – были общими с греками, римлянами и
персами. Греческого Зевса арии звали Дьяус, а персидского демона зла Ахримана –
Айрьяманом; так же, как персы, арии приносили жертвы, сжигая их на священном
огне. Царем арийских богов был Индра, богом огня – Агни, а богом-охранителем –
Вишну (или Кришна). Шудры и дасью поклонялись Шиве, которого арии сначала
считали злобным богом своих врагов, но со временем причислили к своим
божествам. Жрецы-брахманы хранили заклинания-"веды", с которыми нужно
было обращаться к богам, и передавали их от отца к сыну. Они жили в мире богов и
проводили время в молитвах – в то время как кшатрий украшал себя золотыми
цепями, брахманы ходили нагими, в уборе из длинных волос и отворачивались от
роскошных яств. Когда появлялись внуки и наступала старость, брахман уходил в
лес и вел жизнь отшельника – он не нуждался в благах этого мира. Брахманы
говорили, что боги ведут счет заслугам людей, их благим деяниям и молитвам, и
этот счет называется "карма".
После смерти душа человека вселяется в тело новорожденного, брахмана, кшатрия
или раба – в зависимости от кармы умершего; при плохой карме душа может
оказаться в теле животного или попасть в ад.
В новой жизни женщина могла стать мужчиной, а мужчина – женщиной. Индийские
женщины сохраняли свободолюбивый характер степных амазонок; в отличие от женщин
Вавилона и Греции, они не закрывали лицо и не проводили жизнь взаперти. Женщина
могла иметь несколько мужей – так же, как мужчина нескольких жен. Вооруженные
луками девушки составляли свиту вождя и, подобно амазонкам, сражались в битвах.
Невеста и жених сами выбирали друг друга и клялись друг другу в верности; после
смерти мужа-воина жена в знак верности должна была взойти на его погребальный
костер.
Такова была жизнь ариев – как её описывали древние предания, передававшиеся
седыми брахманами.
Брахманы заучивали наизусть тысячи строк из обращенных к богам вед – и
множество песен, составляющих знаменитые поэмы "Махабхарату" и
"Рамаяну".
"Махабхарата" рассказывала о вражде двух знатных арийских родов, а
"Рамаяна" – о приключениях царевича Рамы и его жены Ситы. Это были
сказания о героях и о кровавых битвах – о том, что составляло жизнь ариев. Арии
не боялись смерти в бою – ведь смерть означала для них новое рождение. Боги
были милостивы к ним, они помогли им завоевать страну, расположенную близ рая,
– и в благодарность арии воспевали хвалу богам. Отблески жертвенного огня
падали на лица мужчин и женщин, на бронзовые тела, украшенные цветами и
драгоценностями. Темные джунгли дышали теплым и влажным дыханием тропической
ночи, жрец разносил чаши с пьянящей сомой, сладостным напитком богов.
Прекрасные амазонки танцевали в отсветах пламени, а могучие воины тянули
мощный, как небо и земля, гимн "Ригведы": О два мира, дайте богатства
нам, Чтоб наградой сладости завладели мы! Славу, сокровища, завоюйте нам!
Обострение классовой борьбы
Развитие
товарно-денежных отношений в государствах Испании повлекло за собой усиление
эксплуатации феодально-зависимого крестьянства. Свободное крестьянство также в
большой степени ощущало на себе ...
Конец XX в. Изменения в мире
Плюрализм (“плюрализм” — от лат. множественный). Плюрализм предполагает наличие у каждой социальной группы общества своего представителя в политической жизни (политические партии, дв ...
Человек и природа
Задолго до того, как человек стал господином мира, хозяевами саванны были стаи
львов. Львы тоже были охотниками и так же, как люди, охотились стаей. После
охоты все вместе поедали добычу; все вместе ...