Сенека Великий Рим был городом, где решались судьбы
государств и народов, городом, откуда вышли железные легионы, разрушившие Карфаген,
Сиракузы и Коринф. Римлянам было суждено властвовать и повелевать миром
полтысячелетия – но, как всегда, эпохе расцвета предшествовали детство и юность
– время, когда Рим был маленьким городком на вершине зеленого Палатинского
холма.
Внизу, под холмом, в болотистой долине протекал Тибр, а по соседству возвышался
ещё один холм, Квиринал, где тоже жили римляне – там было несколько десятков
лачуг за деревянным частоколом. В долине Тибра было много таких городков; они
принадлежали племенам латинов, некогда завоевавшим эту страну вместе с другими
италийскими племенами. Это произошло в те далекие времена, когда на
Средиземноморье обрушилось нашествие "морских народов", когда племена
ариев, вырвавшись из Великой Степи, увлекли за собой прибрежные народы и, пересев
с колесниц на корабли, достигли Италии и границ Египта. По легенде, в этот
вихрь племен попали последние герои гомеровской Трои во главе с Энеем,
считавшимся предком латинян; этот вихрь занёс в Италию и этрусков, обитавших
где-то неподалеку от Трои и основавших по соседству с латинянами несколько
воинственных общин. По преданию, дочь одного из латинских вождей была жрицей в
храме богини Весты – давшей обет безбрачия "весталкой". По воле бога
у нее родились близнецы, которых сочли за детей греха и приказали утопить. Раб
отнес корыто с младенцами к реке и пустил вниз по течению; корыто пристало к
берегу, и малышей вскормила своим молоком волчица; потом их подобрал пастух,
назвавший мальчиков Ромулом и Ремом. Когда близнецы выросли, они отомстили едва
не погубившему их вождю, а затем с группой удальцов решили основать новую
общину. Ромул выбрал место на пустынной вершине Палатинского холма – но это
место не понравилось Рему; в ссоре братья схватились за мечи, и Рем был убит.
21 апреля 753 года Ромул провел борозду на месте будущего частокола и основал
поселок, которому дал свое имя – Roma. Потом Ромул и его друзья пригласили на
пир местных жителей, сабинян, и захватили их дочерей – легенда донесла до нас
рассказ об обычных событиях тех времен, когда дружины завоевателей вторгались
на чужую землю, и, засев на холме, совершали набеги на местное население,
захватывали женщин и порабощали пленников. По легенде, сабиняне пытались
вернуть своих дочерей и напали на Рим, но дочери, ставшие женами, пришли со
своими маленькими детьми на поле боя и примирили отцов и братьев со своими
мужьями. В конечном счете, пришедшие с Ромулом дружинники стали основателями
патрицианских родов, закабаленные пленники – их "клиентами", а
покорившиеся и сохранившие свободу туземцы стали называться плебеями.
"Арийские государства", основанные завоевателями в разных странах,
были похожи друг на друга, везде – в Риме, в Спарте, в Хаттусе – везде были
благородные господа, везде были рабы и сохранившие свободу туземцы-плебеи. Ополчение
"благородных" везде возглавляли вожди-цари, правившие вместе с
советом родовых старейшин – этот совет назывался в Риме сенатом; народное
собрание лишь отвечало "да" или "нет" на вопросы старейшин.
Дружина Ромула не обладала такой силой, как древние хетты или спартанцы,
поэтому рабов-клиентов было немного и отношение к ним было мягким,
"отеческим" – они были включены в состав рода-"фамилии" как
младшие родственники. Патрициям, не имевшим рабов, приходилось самим пахать
землю, и образ идущего за плугом благородного патриция стал символом старого
Рима – времен, когда "вечный город" был маленьким поселком на вершине
холма. Под холмом располагался "форум", рыночная площадь с лавками и
крытой соломой белёной глинобитной хижиной, храмом богини Весты, хранительницы
домашнего очага.
Жрицы-весталки постоянно поддерживали огонь в очаге, и любой поселянин мог
взять здесь головню для своей потухшей печи. Дома благородных патрициев были
такими же крытыми соломой хижинами, в которых огонь горел на земляном полу и
дым выходил в двери – в VI веке, когда на берегах Италии процветали греческие
колонии и греки жили в роскошных виллах с бассейнами и садами, – в это время
Рим ещё оставался бедным варварским городком.
Римляне старались перенимать культуру греков и этрусков, они заимствовали у них
письменность, цифры, календарь, меры веса, одежду, тайны гадания по полету
птиц. Римских богов стали отождествлять с греческими, царя богов Юпитера – с
Зевсом, бога войны Марса – с Аресом, богиню любви Венеру – с Афродитой. В VI
веке Рим обнесли каменной стеной, а на одном из холмов – Капитолии – построили
акрополь с большим храмом Юпитера. Это было время, когда в греческих городах
правили тираны, – и римские цари подражали греческим тиранам, они
покровительствовали плебеям и казнили многих недовольных патрициев. С падением
греческой тирании патриции изгнали царей и передали власть двум консулам,
избираемым ежегодно из числа знати. Этот государственный строй назывался
"res publica" – "народное дело", однако в действительности
"республика" была делом богатых и знатных. Со времен завоевания
патриции присвоили себе большую часть земель, которую они называли
"народным полем"; плебеи ютились на оставленных им жалких наделах,
бедствовали и постоянно находились в долгу у патрициев. По закону, неисправного
должника могли убить или обратить в рабство – патрицию было достаточно
поклясться, что плебей ему задолжал. Плебеи были обязаны сопровождать патрициев
на войну – но они не желали сражаться за "республику" и иногда в
разгар войны уходили из Рима на Священную гору. Патрициям приходилось идти на
уступки; они согласились, чтобы у плебеев были свои защитники, "народные
трибуны", способные наложить "вето" на несправедливое решение
сената и консулов.
Двери в доме трибуна не запирались ни днем, ни ночью, и гонимые в любое время
могли найти в нем защиту. Чтобы прекратить судебный произвол, был создан кодекс
законов – законы были записаны на 12 медных таблицах и вывешены на обозрение
народа.
В 390 году на Рим обрушилось нашествие галлов.
Галлы (или кельты) пришли в Европу с Третьей Волной степных народов и покорили
весь материк, лежавший за Альпами и Балканами. Они были многочисленны и
сражались с неукротимой яростью, в V веке они захватили Северную Италию и в 390
году подступили к Риму.
Римское войско было разбито в кровавой битве на реке Аллии, галлы ворвались в
Рим, разграбили город, а затем осадили крепость на Капитолии. Осада
продолжалась семь месяцев, и во время одного из ночных нападений римлян спасли
лишь гуси, посвящённые богине Юноне: их гогот разбудил заснувших на стене
воинов. Чтобы освободиться от осады, римлянам пришлось заплатить выкуп – когда
они отмеряли золото, вождь галлов Бренн бросил на чашу с гирями свой меч.
"Горе побежденным!" – сказал Бренн, и римляне покорно уравновесили
меч золотыми монетами.
Галлы пять раз подступали к Риму, и римлянам пришлось оставить распри; в 376
году патриции смирились и предоставили плебеям гражданские права, затем было
отменено долговое рабство. Отныне плебеи сравнялись в правах с патрициями, и на
смену власти знати пришла власть богатства. Богатые плебеи были включены в
сенат, который стал собранием богатейших людей Рима; сенат по-прежнему управлял
всеми делами, а бедняки по-прежнему страдали от безземелья и мечтали о
революции, которая дала бы им землю. В 321 году Рим снова потерпел поражение –
на этот раз от самнитских племен в Средней Италии; большая римская армия была
окружена и сдалась в плен в Кавдинском ущелье. Самниты отпустили пленных, но
принудили их пройти под позорным "игом" – под копьём победителя, положенным
на два других, воткнутых в землю копья. Римские полководцы были вынуждены
приступить к реформе своих военных сил – к той самой великой реформе, которая
даровала римлянам господство над миром.
Побуждаемые обстоятельствами войны, римляне изобрели новый способ маневрировать
войсками на поле боя, их легионы строились не так, как фаланга – сплошной
массой – а с промежутками, подобно клеткам на шахматной доске. Легион,
насчитывавший 5 тысяч воинов, строился в три линии по манипулам в 120 человек;
в ходе боя манипулы задних линий входили в промежутки передней линии, чтобы
сменить потрепанные части или усилить удар. Это тактическое изобретение –
возможность сменять части на поле боя – даровало римлянам господство над миром;
новые легионы с легкостью разгромили самнитов и галлов.
До Великой Реформы Рим был одним из многих италийских городов-государств – его
владения не распространялись далее городских окрестностей. После реформы
положение изменилось: римляне подчиняли всё новые и новые племена, присоединяя их
в качестве "союзников". "Союзники" стали новыми плебеями:
римляне отнимали у них половину земли, заставляли платить дань и сопровождать
их на войне. На новые земли выводились римские колонии, безземельные бедняки
были обеспечены фермами, и никто более не помышлял о революции: военная победа
разрешила все социальные конфликты. К 272 году римляне овладели Средней и Южной
Италией; в своем безудержном порыве легионы переправились в Сицилию и
столкнулись с новым могущественным противником – Карфагеном.
Началась полувековая эпоха Великих Войн.
Завершение переворота в поземельных отношениях
К концу VIII и
началу IX в. переворот в поземельных отношениях во Франкском государстве
приводит к полному господству феодальной земельной собственности — основы
феодального строя. Захват кре ...
Конец империи
После эпохи побед началось время испытаний. В ХII
веке на Ближний Восток обрушилась Вторая Волна; через полтысячелетия после
первого взрыва Великая Степь наполнилась новыми поколениями, и паровой ко ...
Лига Наций. Вопрос об организации Лиги Наций
Лига Наций. Вопрос об организации Лиги Наций решался на Парижской конференции.
Для выработки ее устава была создана специальная комиссия, куда вошли представители не только великих держав, но ...