Христиане с давних времен проклинали Рим, этот
оплот язычников – и в то время как одни горевали, другие радовались его
падению. Святой Августин написал книгу о граде земном и граде Божьем; град
земной – символ зла и насилия – отождествлялся с Римом, а град Божий – со
святой христианской церковью: град земной пал, но град Божий стоит нерушимо.
Многие христиане называли Градом Божьим Константинополь – вот он, Новый Рим, он
стоит, и высоко поднимается его глава! Западные провинции стали добычей
варваров, но Империя устояла, и жители восточного Средиземноморья по-прежнему
называли себя римлянами. По-прежнему процветали огромные города, шумели рынки и
толпа на ипподроме приветствовала императора: «Многие лета августейшему!» Когда
гунны отступили в свои степи, императоры сумели организовать оборону границ;
как и раньше, вдоль пограничных валов селили германцев-федератов, а в тылу
стояли мобильные армии – но теперь это были не римские легионы, а
разноплеменная наемная конница.
«Мы поставили волков вместо сторожевых собак», – предупреждал императора
Аркадия один из его сановников – однако жители Востока уже давно разучились
держать в руках оружие; только малоазиатские горцы-исавры еще сохраняли свою
воинственность – но они были столь же ненадежны, как варвары. Так же, как на
Западе, варварские наемники пытались захватить власть, и одно время императоров
ставили на престол готы, а потом – исавры. В 491 году восставшие жители
Константинополя изгнали исавров, и с этого времени императоров возводили на
царство не воины, а беспокойное население столицы. На огромном ипподроме,
вмещавшем сотни тысяч людей, во время состязаний происходили встречи
императоров с народом: толпа могла приветствовать, а могла и освистать
самодержца или начать скандировать: «Другого императора ромеям!» Зрители
делились на две партии болельщиков, поддерживавших возниц в голубых или зеленых
одеждах; если, к примеру, побеждали колесницы «зеленых», то недовольные
«голубые» могли затеять драки на трибунах; если одна партия освистывала
императора, то другая его приветствовала. Иногда «голубые» и «зеленые»
объединялись, чтобы потребовать снижения налогов, и императорам приходилось
идти на уступки – однако это приводило к сокращению жалования федератам и
военным мятежам в провинциях.
Тяжелые военные налоги были не единственным бременем, лежавшим на жителях
христианской Империи. К концу V века Восток оправился от военных бедствий, но
вслед за восстановлением деревень снова пришло время перенаселения и
малоземелья. Обремененные долгами крестьяне продавали свою землю ростовщикам и
становились арендаторами-колонами. Снова вошло в силу сословие крупных
землевладельцев-сенаторов; сенаторы пользовались налоговыми льготами и в обмен
на землю предлагали крестьянам свое покровительство, "патронат".
Передав свои надел патрону, крестьяне становились его колонами, освобождались
от казенных налогов и какое-то время могли сносно существовать – пока хозяин не
увеличивал свои требования. Патронат был официально запрещен, но провинциальные
чиновники не исполняли законы; они сами, как могли, обирали народ и выступали в
роли патронов. Повсюду возникали огромные поместья новоиспеченных земельных
магнатов с величественными дворцами, парками и собственной военной стражей.
История повторялась, всё это – разорение крестьян, обогащение помещиков,
Сжатие, голод – всё это уже было во II веке до н. э., а потом во II веке н.э.
За каждым Сжатием следовала революция и гражданская война, в которой гибла
большая часть населения; богатые подвергались резне, их землю делили между
бедняками – и в опустевшей стране на некоторое время воцарялся мир. Но через
полтора-два века численность населения возрастала в несколько раз и снова
начиналось Сжатие, снова бедняки продавали свою землю богатым, снова нищие
брели по дорогам и голодные поднимали знамя очередной революции. История
распадалась на циклы длиной в полтора-два века: революция, война, передел
земли, столетие мирной жизни, многократный рост населения, нехватка земли,
голод, скупка наделов богатыми, еще голод – и снова революция, война, гибель половины
населения и передел земли. Историки называют эти циклы развития ВЕКОВЫМИ или
ДЕМОГРАФИЧЕСКИМИ ЦИКЛАМИ.
Каждая революция порождает монархию, которая пытается дать землю крестьянам и
установить справедливость, но очередное Сжатие сводит на нет благие устремления
монархов: ведь они не могут обеспечить землей народившиеся новые поколения и не
могут удержать крестьянина, когда он в голодный год отдает свою землю за мешок
зерна. Кроме того, обнищавшие крестьяне не могут платить налоги, а армия, не
получая денег, поднимает мятежи – все эти беды накатываются одна за другой, и
мало кто может противостоять им. Однако истинный монарх и в трудную минуту не
должен опускать рычаги управления, он должен действовать решительно и властно –
так, как действовали Септимий Север или Юстиниан.
Юстиниан был сыном бедного пахаря из маленькой деревеньки в македонских горах,
набожным крестьянским парнем, привыкшим к скудной пище и тяжкому труду. Когда
его дядя Юстин, выслужившийся из солдат офицер гвардии, по прихоти судьбы стал
императором, он вызвал племянника в столицу и усадил его учиться наукам.
Выучившись, Юстиниан стал помогать неграмотному дяде управлять государством, но
при этом не оставил своих деревенских привычек, скромно одевался, постоянно
постился и ходил в церковь. В церкви он познакомился со своей будущей женой
Феодорой, знаменитой красавицей, которая в прошлом была актрисой, развлекала
толпу на ипподроме и, по слухам, много грешила – а теперь вела благочестивую
жизнь и замаливала грехи перед богом. Бог был той силой, которая направляла
Юстиниана: император повсюду ссылался на божественное вдохновение и все свои
указы ставил под покровительство Господа. Позднее, одержав великие победы,
Юстиниан воздвиг себе огромную конную статую и начертал на ее пьедестале слова
из Библии: "Он воссядет на коней Господних и езда его будет во
спасение".
В 527 году Юстиниан унаследовал императорский престол и попытался навести
порядок в управлении; многие вельможи потеряли свои посты, а их поместья были
конфискованы, чтобы пополнить пустую казну.
Привыкшим уклоняться от налогов столичным торговцам и ростовщикам пришлось
платить недоимки – это вызвало недовольство многочисленных константинопольских
буржуа. В 532 году в столице вспыхнуло восстание; знать подстрекала народ и
раздавала бунтовщикам оружие и деньги. Юстиниан был осажден во дворце, а на
ипподроме сенат и "народ" избрали нового императора. Юстиниан уже
думал о бегстве, но Феодора остановила его: "Нет лучшего погребального
покрова, чем царская пурпурная мантия", – сказала императрица, и Юстиниан
решил сражаться до конца. Были вызваны гвардейские отряды, которые ворвались на
ипподром и устроили страшную резню; погибло 30 тысяч восставших – и с этого
времени никто не думал о сопротивлении реформам. Привыкшие воровать чиновники
были заменены, и новые служилые приносили присягу на Библии; под угрозой
Страшного Суда Божьего они клялись управлять "без обмана и подлога",
"неподкупно и без насилия". К губернаторам были приставлены церковные
старосты, епископы, которые следили за соблюдением закона и "божеской
справедливости". Вместо прежних разрозненных и противоречивых законов был
создан единый кодекс, до сих пор являющийся образцом для юристов; новые законы
вывешивались на всеобщее обозрение в церквях. Священники пересказывали неграмотным
суть законов и объясняли, что налоги собираются государем не для себя, а для
содержания войска и защиты верующих, что их уплата – это дело благочестия,
священный долг. Подати были тщательно расписаны в зависимости от состояния
плательщиков, и, если бедняк не мог уплатить налог, за него платили зажиточные
соседи.
После подавления константинопольского мятежа Юстиниан расправился с восставшей
знатью; ее поместья были конфискованы и превращены в монастыри.
Это стало уроком и примером для богатых; опасаясь конфискации или гнева
Божьего, они сами дарили и завещали свое имущество монастырям. Едва ли не на
каждом холме теперь возвышался монастырь или церковь, повсюду виднелись кресты,
и страна принимала видимый облик Града Божьего, о котором некогда писал Августин.
Юстиниан предписывал монахам жить скромно и целомудренно, прилежно изучать
Библию и трудиться на полях. При каждом монастыре была больница, богадельня для
стариков и нищих и странноприимный дом для странников. Юстиниан, перед которым
сановники простирались ниц, общался с монахами как с равными, до хрипоты спорил
с ними о делах церкви, а иногда, случалось, смиренно выслушивал резкую отповедь
какого-нибудь святого пустынника. Император посылал монахов проповедовать Слово
Божие к варварам на Дон, в Эфиопию, на Кавказ – и потом с почетом принимал
новообращенных варварских царей, осыпал подарками и вводил их в дом Божий, в
Святую Софию.
Святая София была символом Града Божьего, новым Великим Храмом, построенным
Юстинианом вместо давно разрушенного храма в Иерусалиме. Это было новое чудо
света, огромный купол Святой Софии возвышался на 55 метров, и входящему в Храм
казалось, что он парит в воздухе: колонны терялись в игре света, и огромный
изображенный на куполе крест казался сверкающим в небесах. По ночам
расцвеченная церковь возвышалась над городом, как сияющая гора, и, завидев ее
на горизонте, моряки преклоняли колена и молились во славу Господа. Святая
София была центром христианского мироздания, символом Священной Империи, твердо
стоящей посреди варварского мира. Юстиниан построил множество крепостей и
превратил всю страну в один укрепленный лагерь; из этого лагеря выходили мощные
армии, наносившие тяжелые удары варварским королевствам. Знаменитый полководец
Велисарий разгромил вандалов в Африке и готов в Италии, войска Империи вступили
в разрушенный Рим и водрузили свои знамена на руинах форума.
Воюя с варварами под знаменем святой веры, Юстиниан столь же решительно
преследовал неверующих внутри Империи. "Еретики" подвергались
дискриминации и гонениям: "Справедливо лишать земных благ тех, кто не
поклоняется истинному богу", – говорил Юстиниан. Последние язычники,
преподававшие в знаменитых философских школах Афин, были вынуждены бежать из
страны; Лицей и Академия были закрыты. Вслед за философами, спасаясь от
обвинений в ереси и колдовстве, из Империи бежали астрологи; в Константинополе
было арестовано несколько юристов и медиков, на улицах сжигали
"эллинские" книги.
В школах теперь учили, что, как писано в Библии, земля лежит посреди океана и
накрыта, как шатром, двумя куполами неба. В центре мира расположен Иерусалим, а
далеко на Востоке, за Индией, находится рай, и ветры доносят оттуда запах
благовоний; там берут начало четыре великие реки: Тигр, Евфрат, Нил и Ганг.
Историю начинали от рождения Адама, потом рассказывали о Давиде, Соломоне,
пришествии Христа и победе Святой веры. Театральные пьесы с их языческими
богами сошли со сцены, и театры постепенно опустели. Одежда стала больше
походить на монашескую, женщины повязывались платками и закрывали лицо.
Гимнасии, где раньше занимались физическими упражнениями, теперь исчезли; чтобы
обсуждать новости и общаться, люди собирались в церквях; в церквях знакомились,
венчались, отпевали умерших – церковь стала центром всей обыденной жизни.
Церковные праздники превратились в народные гуляния; на Пасху, праздник
воскресения Христова, царь с блистающей свитой направлялся в Святую Софию;
улицы наполняли восторженные толпы народа, и тысячи людей пели: Опять весна
прекрасная приходит нам на радость, Неся от бога силу в дар ромейскому владыке…
"Крестные ходы", церкви на зеленых холмах, крестьяне, работающие в
поле вместе с монахами, светящаяся громада Святой Софии – таков был Град Божий,
построенный императором Юстинианом. Стены того града возвышались непоколебимо
почти столетие. Вокруг него бушевали варварские нашествия, приходил голод и мор
– но Град Божий стоял прочно. Красные флаги с ликом Иисуса реяли над бастионами
оборонительных линий вдоль Дуная; поутру солдаты выходили на молитву, и могучая
песня неслась над великой рекой и над холмами – до горизонта: Бог нам прибежище
и сила, Скорый помощник в битвах… И поклонятся ему все цари, Все народы будут
служить ему.
Отделение города от деревни
Таким образом, к
X—XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от
сельского хозяйства. В процессе отделения от сельского хозяйства ремесло —
мелкое промышлен ...
Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII—VIII вв.
Вторжения славян и
других варварских племен в сочетании с народными движениями способствовали
дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое
значение приобрели тепер ...
Рост городов в разных областях Западной Европы
Раньше всего — в IX
в. — города как центры ремесла и торговли появились в Италии (Венеция, Генуя,
Пиза, Флоренция, Бари, Неаполь, Амальфи); в X в. — на юге Франции (Марсель,
Арль, ...