Перелом в общественном сознании XX в. Величайшие научно-технические достижения начала XX в., Первая мировая война, революции и контрреволюции первой четверти XX в. привели к изменению общественного сознания человека. Жизнерадостное восприятие жизни (оптимизм) сменяется пессимизмом (неверием в счастливое будущее).
Жестокость войны, ее невиданные тяготы, разрушение нажитых материальных ценностей, гибель миллионов безвинных людей, появление на улицах городов и сел беспомощных инвалидов войны внесли в сознание европейского общества ощущение упадка, заката европейской цивилизации.
Кроме того, в общественном сознании укрепился иррационализм — чувство неверия в возможности человеческого разума. Неверие во всемогущество человеческого разума ослабило интерес к классической философии. Среди буржуазной интеллигенции становились популярными критика материализма, отрицание идей закономерности, протесты против “культа разума”.
Кумирами буржуазной интеллигенции Запада в 20-х годах были два человека — австрийский психиатр Зигмунд Фрейд и французский философ Анри Бергсон.
3. Фрейд (1856—1939) считал, что главной движущей силой поведения людей являются бессознательные, инстинктивные влечения, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, разума и морали, подавляются и незаметно для самого человека вытесняются в подсознание. В некоторых случаях эти желания могут превращаться в творческую деятельность.
На основе теории психоанализа Фрейд и его последователи объясняли происхождение неврозов, сновидений, психологию “лидеров” и “толпы”, возникновение религии и искусства и даже весь процесс исторического развития.
Революция в физике, особенно ядерной, доказала, что на уровне атома энергия движется не постоянным потоком, а порциями, которые назвали квантами (Макс Планк). Альберт Эйнштейн на основе теории относительности отверг ньютоновскую картину мира и доказал, что время при скоростях, близких к скорости света, замедляется, а пространство может при этом искривиться.
Новые явления в искусстве. До Первой мировой войны в европейском изобразительном искусстве господствовал реализм. Реализм в живописи выражался в стремлении показать реальную жизнь, используя при этом живописную технику классицизма и романтизма. Изображая реальные события, художник пытался вызвать у зрителя определенную реакцию.
Художники-реалисты рисовали пейзажи, сцены городской жизни, портреты, передавали на полотне богатство солнечного освещения, буйство красок и цветов окружающей среды.
После войны, в 20-х годах, доминирующей чертой художественного творчества было наступление на “устарелый” реализм во имя осознания нового, “современного” искусства. Ведущую роль стали играть такие направления, как кубизм, абстракционизм, сюрреализм, которые противопоставляли себя реализму.
Италия к концу XV в.
В XV в. еще больше
укрепляется тиранический режим в другом крупнейшем центре Северной Италии —
Милане, где он установился в конце XIII в. В начале XV в. в Милане властвовали
тираны из дома Ви ...
Экономические в социальные сдвиги в английской деревне
Во второй четверти
XIV в. в английской деревне все большее распространение получает коммутация
ренты и продолжается процесс дачного освобождения крестьян.
Крестьянское хозяйство
начинает успешно ко ...
Вудро Вильсон и прогрессизм
Программа "Новой свободы" ориентировала законодательную власть на достижение традиционных целей Демократической партии. Тарифный закон Андервуда - Симмонса 1913 снизил уровень тарифов и в ...