Поэзия Востока воздвигла памятник Александру: по
традиции со времен Фирдоуси каждый поэт, чтобы добиться признания, должен был
сочинить поэму в честь Искандера. Но после Александра остался и другой памятник
– большой город, заложенный им во время пребывания в Египте. Этот город
назывался Александрией и был расположен на берегу моря напротив острова,
образующего удобную бухту. Говорили, что Александрия находится не в Египте, а
«при Египте» – как будто в другом мире, имеющем мало общего со страной пирамид.
Египет почти не изменился со времен фараонов, всё также стояли храмы на берегах
великой реки, и крестьяне трудились на своих наделах, получая у писцов
содержание, семена и быков, а потом сдавая весь урожай на царские склады.
Караваны барок с зерном, льном, кожами спускались вниз по Нилу к Александрии,
все силы Египта уходили на то, чтобы обеспечить благоденствие обитателей этого
огромного города.
Александрия казалась приезжим раем. "Всё, что может существовать на земле,
есть в Александрии: богатство, спорт, власть, голубое небо, слава, зрелища,
философы, золото, храмы богов, добрый царь, Мусей, вино, всё хорошее, что можно
пожелать", – говорится в греческой пьесе. Четвертую часть города занимал
царский дворец, целые кварталы изящных мраморных зданий среди прекрасных
парков. В этом мире удовольствий обитали божественные цари-фараоны, наследники
Птолемея Лага, македонского полководца, получившего Египет при разделе наследия
Александра. Подобно древним фараонам, цари женились на своих сестрах, и царицы
правили вместе со своими братьями – так же как некогда Нефертити правила вместе
со своим мужем и братом Эхнатоном. Божественную чету окружали тысячи чиновников
и придворных – это были греки, научившиеся у египтян склоняться перед
царями-богами. Александрия была греческим городом, здесь жили завоеватели,
новые господа Египта.
Здесь было много воинов, имевших в провинциях наделы, которые обрабатывали
полуголодные арендаторы-египтяне; сюда перебрались афинские купцы и моряки,
наполнившие сутолокой пристани и базары. Конечно, в Александрии было много
египтян, ремесленников, слуг и рабов и довольно много евреев: когда не хватало
греческих воинов, египетские цари нанимали евреев.
Так же как в любом греческом городе, общественным центром служил большой
гимнасий с великолепной мраморной колоннадой – но настоящим сердцем Александрии
был её огромный торговый порт. Александрия заменила Афины в морской торговле;
сюда собирались корабли со всего Средиземноморья, и порт удивлял
путешественников столпотворением мачт и разноцветьем парусов. Над портом и
огромным городом возвышалась 130-метровая башня маяка – одно из чудес света,
построенное Состратом Книдским по приказу Птолемея II. "Царь Птолемей посвящает
богам-спасителям на благо мореплавателям", – гласила надпись на гипсовой
плите у подножия маяка – но со временем гипс отвалился и из-под него показалась
другая надпись, вырезанная на мраморе: "Сострат из Книда посвящает
богам-спасителям на благо мореплавателям". Огромные зеркала отбрасывали
свет маяка далеко в море, указывая путь кораблям; в Александрию шли суда с
металлом и лесом; обратно – с зерном, папирусом, льняными тканями, но главное –
с индийскими пряностями, благовониями, шелком. Из Александрии по реке и
прорытому в VI веке каналу суда попадали в Красное море и вдоль берегов держали
путь в Индию. Во II веке до нашей эры отважный мореплаватель Евдокс из Кизика
научил греков пользоваться муссонами и плавать напрямую через Аравийское море.
"Большие красивые корабли яванов" (так называли греков индийцы)
появились у покрытых тропическим лесом берегов Южной Индии; они плавали даже к
устью Ганга.
Так же как афиняне, александрийцы добились торгового преобладания в жестоких
морских войнах. Эпоха триер ушла в прошлое; даровавшим александрийцам победу
новым оружием были огромные многоярусные корабли, полиеры; на них были сотни, а
иногда и тысячи гребцов. Оружием этих кораблей были не тараны, а мощные
баллисты, бросавшие во вражеские суда многопудовые каменные глыбы; один такой
гигантский корабль мог решить исход боя.
Изобретение баллисты ознаменовало великое событие в истории человечества –
рождение первой инженерной науки, механики. Первым великим механиком был
знаменитый строитель военных машин Архимед из Сиракуз, проживший большую часть
жизни в Александрии. Архимед на языке математики описал использование клина,
блока, лебедки, винта и рычага: "Дайте мне точку опоры – и я переверну
Землю", – говорил Архимед. Великий ученый проводил свои исследования в
знаменитом александрийском "храме муз", Мусее – университете,
основанном царем Птолемеем по образцу афинского Лицея. Здания Мусея
располагались среди прекрасного парка, там были аудитории для студентов, дома
преподавателей, обсерватория и замечательная библиотека рукописных книг – в ней
насчитывалось 700 тысяч томов! Главой университета, "библиотекарем",
долгое время был друг Архимеда географ Эратосфен, сумевший, измеряя широту в
разных пунктах, вычислить длину меридиана.
В Мусее преподавал Аристарх Самосский, утверждавший, что Земля и планеты
вращаются вокруг Солнца, – правда, его гипотеза не получила признания, и
позднее александрийские ученые стали придерживаться теории Клавдия Птолемея,
считавшего, что Земля расположена в центре Вселенной. В Мусее творили изобретатель
паровой турбины Герон и знаменитый математик Евклид, осмелившийся сказать
Птолемею, что "для царей нет особых путей в математике". В библиотеке
Мусея работали переводчики, египетские и вавилонские жрецы, открывавшие для
ученых тайны древних цивилизаций. Египетский жрец Манефон был автором трактата
"Египетские древности", а вавилонский жрец Бероэс написал
"Вавилонские древности"; 72 еврейских мудреца перевели на греческий
язык святую Библию. В Мусее жили и творили замечательные поэты; любимец муз Феокрит
в своих прекрасных стихах создал мир "пастушеского романа": зеленая
равнина, ласковое солнце, щебечущие птицы, и у ручья под сенью деревьев юноша
объясняется в любви прекрасной пастушке. Однако основной задачей поэтов было
воспевание царей и цариц, и они достигли в этом удивительного изящества: когда
однажды с алтаря пропала посвященная богу прядь волос царицы Береники, поэт
Каллимах обнаружил её на небе – это созвездие до сих пор называется
"Волосы Береники".
Поэты и жрецы воспевали царей-богов, ученые творили в "храме муз",
Александрия наслаждалась изобилием, а египетские крестьяне поливали потом свои
поля – таков был Египет при Птолемеях, царях из династии Птолемея Лага. Так
продолжалось два с половиной столетия, пока в страну не пришли римские легионы;
это произошло в середине I века до нашей эры, в правление царицы Клеопатры. В
те времена не было силы, способной противостоять вождям легионов, но
божественная царица противопоставила им чары любви. Сначала Цезарь, а затем
Антоний были пленены ее красотой; когда Антоний потребовал у царицы явиться к
нему, она приплыла на позолоченном корабле с пурпурными парусами; весла
двигались под напев кифары; на палубе стояли полуобнаженные феи, а Клеопатра
возлежала на роскошном ложе в уборе богини любви Афродиты. Марк Антоний женился
на Клеопатре, стал фараоном – и был объявлен в Риме изменником. Потерпев
поражение в борьбе за власть над Римом, он бросился на меч, а вслед за ним
покончила с собой последняя царица Египта. Она ушла из жизни, подставив руку
под укус змеи, и выглядела заснувшей – так же, как её древняя страна. В своем
тысячелетнем сне Египет не заметил смерти последней царицы; по-прежнему, согнув
спины, трудились на полях крестьяне и жрецы по-прежнему воспевали божественных
фараонов – но фараоны теперь носили не греческие, а латинские имена.
Движение за реформу церкви
Во второй половине
XIV в. в Англии развертывается широкое движение за реформу католической церкви.
Различные общественные группы, участвовавшие в нем, были заинтересованы в
церковной реформе по раз ...
Социальное расслоение наметилось и среди свободных германцев
Из общей массы
свободных общинников выделилась родовая знать. Представители знатных семей
отличались от других общинников имуществом и политическим влиянием: в руках
знатных сосредоточилось большое ...
Особенности политического развития Южной Италии
В отличие от
остальных областей Италии на юге к концу XIII в. сложилось относительно сильное
единое феодальное государство — Сицилийское королевство.
Усиливавшаяся
королевская власть опиралас ...