После крушения завоевательских планов Фридриха I авторитет папства еще более возрос. Вступивший в этот период на папский престолловкий политик Иннокентий III (1198—1216) пошел дальше Григория VII в развитии идей папской теократии, утверждая, что папская власть является высшей в мире и что император, короли и князья — не более как вассалы папы и должны получать власть от него. Для осуществления своих теократических планов Иннокентий III и его преемники стремились, с одной стороны, подчинить своемувлиянию ряд феодальных государств Европы, а с другой — усилить политические позиции в Италии, укрепив свое государство — Папскую область.
Иннокентий III отобрал у итальянских и немецких феодалов Папской области земли, захваченные ими при его предшественниках, и фактически завладел властью в Сицилийском королевстве, управляя им как опекун в период малолетства Фридриха II. Правда, преемникам Иннокентия III после долгой борьбы с Фридрихом II пришлось отказаться от притязаний на Южную Италию,однако в XIII — начале XIV в. они продолжали увеличивать свои владения в Средней Италии (Романья, Кампанья, Умбрия, Анконская марка). В состав папского государства к началу XIV в. вошлитакие крупные, прежде независимые города-государства, как Болонья, Феррара, Урбино, Римини, Перуджа. Владения папы, простиравшиеся от Тирренского до Адриатического морей, перерезали Италию на две части. Но в экономическом отношении Папская область продолжала отставать от Ломбардии и Тосканы. Здесь и в XIII—XV вв. безраздельно господствовали феодальные порядки и в деревне, и в городе.
С конца XIII в., с понтификата Бонифация VIII, международный престиж папства резко падает. Теократическая политика пап, которая отчасти имела успех в начале XIII в., была обречена на провал. Крупные централизованные государства, складывавшиеся в это время в Западной Европе, не желали подчиняться папе. Поражение Бонифация VIII в борьбе с французской монархией привело к ослаблению власти папы и в Папской области.
Перенесение в 1309 г. папской резиденции в Авиньон означало фактическое подчинение папской курии французской политике и потерю папой контроля над феодалами и городами церковной области.
Это способствовало некоторому усилению городской коммуны Рима, в чем, кстати, отчасти был заинтересован и папа, видевший в ней противовес местным феодалам. В отсутствие папы коммуна сумела ограничить своеволие сильных баронов. В начале XIV в. римские пополаны провозгласили «народным капитаном» Арлотти, по приказу которого из города были высланы крупные феодалы, а их замки срыты. Когда знать восстановила свои права, в 1347 г. борьба между пополанами и феодальной знатью возобновилась.
Движение пополанов возглавил Кола ди Риенцо. Сын трактирщика и прачки, Кола сумел получить хорошее образование. Он был страстным почитателем античности и мечтал о восстановлении былого величия Рима. Будучи блестящим оратором, Риенцо выступал перед народом с обличением феодалов, творивших беззакония. В мае 1347 г. Кола ди Риенцо, воспользовавшись отъездом из Рима крупных феодалов-баронов, с группой вооруженных сторонников при поддержке римских горожан захватил правительственные здания на Капитолии. Сенаторы бежали из Рима. Риенцо объявил себя «трибуном свободы, мира и справедливости, освободителем Священной Римской республики». Он торжественно провозгласил носителем власти римский народ, а Рим — республикой, тем самым лишив папу светской власти. В ответ папа объявил его еретиком и узурпатором.
Правление Кола ди Риенцо носило антифеодальный характер: он заставил всех баронов принести присягу республике и передать ей свои крепости; жителям Рима было воспрещено присягать феодалам и именовать их сюзеренами. Было сокращено количество налогов, а доходы обращены на улучшение состояния торговли и ремесла, находившихся в полном упадке; установлены единые меры, а также выпущена новая монета с надписью — «Родной трибунат. Рим — глава мира». Мечтая о единстве страны, Кола ди Риенцо призвал все итальянские города сплотиться вокруг Рима как столицы Италии.
Однако городские республики, соперничавшие между собой и боявшиеся потерять независимость, отказались подчиниться Риму. С другой стороны, и сам Риенцо не проявил должной последовательности и решительности. Он сохранил в римских землях крепостное право и легко прощал мятежных баронов. Провозгласив принцип народовластия, Кола ди Риенцо все вопросы стал решать единолично. В результате он потерял доверие народа, и власть феодалов в Риме была восстановлена. В конце 1347 г.
Феодализм как социально-экономическая формация
Советская
медиевистика, стоящая па позициях исторического материализма, вкладывает в
понятие феодализма иное содержание, отличное от всех трактовок буржуазной
историографии. Как было уже показано в ...
Мир в период 1871—1917 гг
Идея национального государства и процесс интеграции экономики. Конец 19 — начало 20 века характеризуются как время формирования и укрепления нации и национальных государств, господства идей наци ...
Королевская власть в Скандинавии
Первые скандинавские
короли (конунги), выделившиеся из родовой знати, в течение длительного времени
в значительной степени оставались предводителями племен и племенных союзов. Тем
не менее одноврем ...