Иисус Христос призывал к всеобщей любви посреди
мира, объятого войной и ненавистью. Босые монахи с крестом и Библией шли к
одетым в шкуры варварам, призывая их любить ближнего своего – и иногда к ним
прислушивались. Грек Ульфила создал германскую письменность, перевёл Библию и
окрестил живших на нижнем Дунае готов. С готами можно было говорить о богах и
заключать договоры – но дальше на восток начиналась Великая Степь, где
господствовали другие обычаи. Там поклонялись мечу: втыкали обнаженный меч в
землю и кланялись ему, как верховному богу. «У них считается счастливым тот,
кто испускает дух в сражении, – писал римский историк Марцеллин, – и они ничем
так не хвастаются, как убийством людей». Степь буквально кипела от бесконечных
яростных войн: чтобы быть сытым, здесь нужно было убивать других. Здесь шло
постоянное соревнование в умении убивать; здесь создали боевую колесницу, и
здесь появились первые всадники. Сражаясь за жизнь, степные всадники все теснее
и теснее прижимались к крупу своих лошадей, они превращались в кентавров,
полулюдей-полуконей из древних греческих мифов. «Приросшие к своим выносливым,
но безобразным на вид лошадям, они исполняют на них все обычные для них дела, –
свидетельствует римский историк, – на ней каждый из этого племени днюет и
ночует, покупает и продает, ест и пьет, и, пригнувшись к узкой шее своей
скотины, погружается в глубокий сон».
Рождение народа кентавров было великим и грозным событием человеческой истории.
Люди-кентавры ничем не походили на людей-земледельцев: у них были другие
обычаи, другой образ мыслей и другая жизнь: это был ДРУГОЙ ВИД ЛЮДЕЙ. Первыми
всадниками были скифы; первых кентавров, которые могли спать на своих лошадях,
звали гуннами. "Все они отличаются плотными и крепкими членами, толстыми
затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно принять их за
двуногих зверей, – писал Аммиан Марцеллин. – Они так дики, что не употребляют
огня, а питаются полусырым мясом, которое кладут между своими бедрами и
лошадиными спинами, и нагревают парением… У них нельзя найти даже покрытого
тростником шалаша; кочуя по горам и лесам, они с колыбели приучаются переносить
голод, холод и жажду". Скифы первыми научились стрелять из лука верхом на
лошади – гунны создали тяжелый лук, стрела из которого пробивала доспехи. Это
было страшное открытие, подарившее гуннам господство над степью; во II веке до
н.э. они овладели всей восточной частью Великой Степи, а затем волной двинулись
на запад.
Спасаясь от страшных врагов, степные племена Средней Азии хлынули в Индию и
Иран, а гунны устроились на завоеванных ими просторах к северу от Тянь-Шаня.
Они обитали здесь до начала IV века, когда с востока нахлынули новые
завоеватели, – неведомые всадники, сидевшие в седлах, опираясь на стремена, и рубившие
противников саблями.
Гунны не имели седел, стремян и сабель; огромная орда поднялась и, уходя от
врагов, двинулась в Европу. "Они сокрушали все, что попадется на
пути", – писал римский историк. В 375 году гунны обрушились на готов и,
покорив часть из них, отбросили остальных к берегу Дуная; сотни тысяч объятых
ужасом беглецов бросались в реку, пытаясь как-нибудь переправиться на другой
берег. Правивший в Константинополе император Валент разрешил готам поселиться в
долине Дуная с тем, чтобы они охраняли границы империи, – однако императорские
чиновники не смогли обустроить беженцев. Готы голодали, продавали в рабство
своих детей – и, в конце концов, поднялись на восстание. В 378 году готское
ополчение встретилось под Адрианополем с римской мобильной армией, которую
возглавлял сам император. Готы сражались с мужеством обреченных – и одержали
победу; Валент погиб в сражении; Балканы стали добычей варваров, которые
разорили страну так, что в ней "не осталось ничего, кроме неба и
земли".
Преемнику Валента Феодосию удалось оттеснить готов к Дунаю и возобновить
договор об охране границ – но Адрианополь остался в памяти народов, как символ
заката римской воинской славы. Римляне уже давно утеряли ту воинственность,
которую они унаследовали от своих предков-арийцев; так же, как в Египте и
Двуречье, привычка к мирному земледельческому труду, в конце концов, обернулась
отсутствием мужества. В римскую армию стали набирать жителей провинции,
полуварваров и просто варваров, которые целыми племенами переселялись из-за
Дуная и Рейна.
До поры до времени эти варвары верно служили Империи, но после Адрианополя они
почувствовали свою силу и стали диктовать свои условия. Готы не хотели жить по
соседству с гуннами на Дунае; в 401 году они снова поднялись, избрали своим вождем
молодого воина Алариха и пошли на Рим. Римский командующий Флавий Стилихон
вызвал для защиты "вечного города" войска с рейнской границы; ему
удалось отразить первый натиск готов – но на севере уходящие от гуннов
германские племена перешли Рейн и ворвались в Галлию. "Вся Галлия пылала,
как гигантский костёр", – писал современник.
Флавий Стилихон был германцем, выслужившимся в римской армии, и его войска
состояли по большей части из германцев – ибо мало кто из римлян был способен
держать в руках оружие. Германцам Стилихона и германцам Алариха ничего не
стоило договориться между собой – но тем не менее Стилихон защищал "вечный
город", его мраморные храмы и церкви, где поклонялись Христу.
"Настоящие римляне" не верили Стилихону, они обвинили его в сговоре с
Аларихом и убили у входа в церковь; после этого германцы отказались защищать
Италию, и, когда Аларих снова двинулся к Риму, ему навстречу вышел лишь святой
отшельник с Библией и крестом. Аларих сказал отшельнику, что не может бороться
с судьбой, что какая-то неведомая сила влечет его в Рим. С вершины холма он
смотрел на великий город, на огромные соборы и золоченые купола терм, на
тенистые парки, мраморные храмы и парившие над всем этим изящные акведуки.
"Неведомой силой", увлекавшей его, было золото: подступив к Риму, он
потребовал все золото, все серебро и все драгоценности – все, что было в
городе. "Что же ты оставишь жителям?" – спросили послы римлян, и
Аларих коротко ответил: "Жизнь!" Получив несколько тонн золота и
серебра, варвары отошли от города, но через год вернулись. Кто и как открыл
готам городские ворота – до сих пор в точности не известно; ночью 24 августа
410 года под рев грозы варвары ворвались в "вечный город". Великий
Рим был взят врагами – впервые за свою тысячелетнюю историю. Это была катастрофа,
поразившая весь римский мир, заставившая содрогнуться людей во всех областях
Средиземноморья. Повсюду говорили о наступающем конце света, миллионы людей
стояли на коленях и в слезах молились Господу Богу. "Сердце горит во мне,
голос мой пропадает и рыдания прерывают слова, – писал святой Иероним. – Факел
мира потух, и в одном сраженном городе погибает весь мир человеческий".
Но конец света не наступил. Готы три дня грабили захваченный город, его
роскошные дворцы, храмы и церкви – а затем внезапно оставили Рим, сгрузили
награбленное в огромные телеги и двинулись на юг. Аларих хотел переправить свое
племя в Африку, подальше от гуннов – но не смог; в конце концов, готы ушли из
Италии и основали свое княжество в южной Галлии, на берегах Гаронны. Через
Галлию сплошным потоком двигались уходившие от гуннов германские племена:
алеманны, бургунды, свевы; племя вандалов было унесено этим потоком на другой
берег моря – в Африку. Над Европой почти безраздельно царили гунны; они
облюбовали для поселения благодатную Венгерскую равнину и каждый год опустошали
набегами земли от Рейна до Балкан. Прозванный "бичом божьим" вождь
гуннов Аттила покорил десятки племен; в 451 году огромная орда ворвалась в
Галлию. Германцы, которым было некуда отступать, объединились, чтобы встретить
гуннов; огромное варварское ополчение возглавлял полководец Аэций,
"последний герой Рима". В яростной битве на Каталаунских полях
германцам удалось остановить дотоле непобедимых гуннов; на поле боя осталось
больше ста тысяч трупов – это была одна из самых кровавых битв истории. Аттила
отступил; через год в день своей свадьбы он неожиданно скончался на брачном
ложе; покоренные племена восстали, и держава гуннов распалась.
Однако народы и племена, приведенные в движение гуннами, продолжали крушить
остатки Империи; в 455 году Рим был захвачен вандалами, которые 14 дней грабили
город, а потом сожгли то, что осталось «Вечного города». После ухода вандалов в
Италии хозяйничали командиры варварских наемников, возводившие на престол и
свергавшие императоров; в западных провинциях господствовали германцы, а в
Константинополе правили свои императоры, которых не заботила судьба Рима. В 476
году вождь наемных дружин Одоакр низложил последнего римского императора Ромула
Августула и отправил его корону в Константинополь. Италия превратилась в одно
из варварских королевств – такое же, как королевство готов в Галлии и
королевство вандалов в Африке. "Вечный город" опустел, лишь кое-где в
развалинах обитали люди, на форуме росла трава и паслись свиньи. Вокруг возвышались
полуразрушенные мраморные дворцы и лежали свергнутые с пьедесталов статуи;
среди руин огромных терм жили отшельники, сеявшие пшеницу в некогда роскошных
садах. На закате, когда солнце опускалось среди ничего не поддерживавших
колонн, они собирались на вечернюю молитву и, склонившись головой в прах, пели
старый псалом отверженных: Для чего, Боже, отринул нас навсегда? Возгорелся
твой гнев на овец твоих? Знамений наших не видим, нет уже пророка, И нет с нами
того, кто знал бы, что будет…
Укрепление самостоятельности территориальных князей
Объективным
следствием великодержавной политики Гогенштауфенов были дальнейшее ослабление
центральной власти в Германии и рост самостоятельности территориальных князей.
Поглощенные итальянскими дел ...
Дальнейшая борьба вестготов с Римом переместилась в Западную империю
Вестготов привлекала
Италия, и в начале V в. они вторглись в нее. В течение ряда лет военные
действия вестготов против Рима периодически сменялись соглашениями о союзе.
Но с 408 г., после смещения
...
Образование Византийской империи
Византия (Восточная
Римская империя), оформившаяся как самостоятельное государство в IV в. в
результате разделения Римской империи на Восточную и Западную (395 г.), превосходила
Западную по уровню ...