В то время, когда в Греции вырастали и приходили в упадок торговые города, а
философы размышляли о природе вещей, Спарта жила своей обычной жизнью. Так же,
как в легендарные времена Ликурга, илоты усердно возделывали поля, а спартанцы
упражнялись в гимнасиях, готовясь к грядущей войне. Призрак войны постоянно
витал над Спартой – хотя спартанцы не помышляли о новых завоеваниях и,
оперевшись на копьё, мечтали о мире. Все силы Спарты уходили на то, чтобы
охранять завоёванное, благодатную долину Эврота и тучные равнины Мессении – и
охранять не от соседей, а от собственных рабов, постоянно готовых к восстанию.
На девять тысяч спартанцев приходилось больше 200 тысяч рабов-илотов, головы
которых склонялись к земле, но в глазах которых светилась ненависть. Когда в
464 году Спарту разрушило землетрясение, илоты бросились в город – но не за
тем, чтобы спасать из-под развалин своих господ, а чтобы добить их. Царь
Архидам успел построить уцелевших воинов в фалангу, и илоты отступили, но
потребовалось десять лет кровавой войны, чтобы снова привести их к покорности.
Когда илоты были подчинены, родственные дорийские общины, Коринф и Мегары,
вовлекли Спарту в большую войну с Афинами. Победа в этой войне принесла Спарте
громкую славу и пустые хлопоты: победители привели к власти в греческих городах
аристократию гоплитов и были вынуждены затем защищать эту власть от народа.
Спартанцы по-прежнему презирали "чернь" и считали настоящими людьми
лишь подобных себе, гоплитов; они не понимали, что большие торговые города –
это совсем другой мир, не похожий на сельскую Спарту. Уже вскоре после войны
демократия вернулась к власти в Афинах, а затем народ победил и в Фивах, другом
большом городе в Средней Греции. В 371 году фиванцы разгромили доселе
непобедимую спартанскую фалангу в битве при Левкрах; в этом сражении фиванский
полководец Эпаминонд впервые использовал "косой строй": при средней
глубине построения в 6 шеренг он поставил на левом фланге ударную колонну
глубиной в 50 шеренг. Колонна прорвала спартанскую фалангу, царь Клеомброт погиб,
спартанцы впервые поддались панике и бежали с поля боя. Одержав победу,
Эпаминонд двинулся на Спарту и освободил мессенских илотов; спартанцам едва
удалось отстоять свой город и долину Эврота.
С этого времени Спарта старалась не вмешиваться в дела Греции: у нее хватало
своих забот. После утраты благодатной Мессении многие воины лишились своих
наделов; среди "равных" спартанцев появились "меньшие" – и
их становилось все больше.
Гражданами Спарты считались лишь обладатели панцирей и шлемов, гоплиты; оказавшиеся
в тисках нужды воины продавали оружие и исключались из числа спартанцев.
Вдобавок ко всему, земельные наделы стали втайне продаваться и покупаться.
Мужчины старались оставаться солдатами, но знатные спартанские женщины занялись
ростовщичеством и скупали за долги земли воинов. В Спарте появилось золото, к
которому раньше было запрещено прикасаться; вместе с ним пришла любовь к
роскоши и изнеженность, гимнасии опустели, о воспитании молодежи никто не
заботился. Через столетие после катастрофы при Левктрах оказалось, что вся
земля сосредоточилась в руках ста семей, а город переполнен бедняками,
ненавидевшими новых богачей точно так же, как и илоты. В конце концов, военные
вожди Спарты осознали, что город некому защищать, и попытались вернуться к
порядкам былых времен. Царь Агис отменил долги, а Клеомен переделил землю,
пополнил число воинов самыми сильными пэриеками и илотами и восстановил древние
обычаи. Снова, как в старые времена, воины в красных плащах собирались на
совместные трапезы, и царь стоял в первой линии фаланги, подбадривая молодых
бойцов. Однако буржуазия греческих городов, испугавшись передела земель и
распространявшейся из Спарты революции, снова призвала македонян; в 221 году
спартанцы были разбиты македонской фалангой в кровавой битве при Селассии.
Реформы Клеомена были отменены, но Спарта успокоилась ненадолго. Демографическое давление продолжало оставаться высоким, бедняки требовали земли, а илоты – свободы. В 207 году разразилась новая революция, к власти пришел "тиран" Набис, под рёв огромной толпы объявивший об отмене долгов, освобождении илотов и разделе земли поровну. Затем началась новая война – но теперь в роли защитников аристократии выступили не македонская фаланга, а римские легионы. В 200 году до нашей эры могущественный Рим объявил войну Македонии, легионы впервые вступили на землю Греции и три года спустя разгромили непобедимую до тех пор македонскую фалангу в битве при Кеноскефалах. Чтобы привлечь к себе греков, римский командующий Тит Фламинин объявил о "свободе" греческих городов; при этом он провозгласил себя охранителем "закона" и повсюду поддерживал аристократию. "Тирания" Набиса была признана "незаконной", и непокорной Спарте была объявлена война. Спарта вступила в неравный бой; бедняки и рабы надели красные плащи, взяли в руки копья и встали в ряды воинов. В 192 году Набис погиб, еще через три года Спарта пала, тысячи пленных были казнены и проданы в рабство. Все получившие гражданство от "тирана" были изгнаны, колонны изгнанников под конвоем потянулись на север. Долина Эврота опустела; как в начале истории, повсюду простирались не потревоженные земледельцем луга, и одинокий пастух играл на свирели песнь о былых героях. Богатые римляне приезжали послушать пастуха и посмотреть на то, что осталось от знаменитой Спарты. Примерив красные плащи и повосхищавшись прошлым, они ехали в Афины – посмотреть на то, что осталось от Афин.
Начало агрессии немецких феодалов против полабских славян
С середины X в.
началась активная захватническая политика немецких феодалов на Востоке,
направленная против славян. Эта политика была обусловлена стремлением немецких
феодалов к расширению своих зе ...
Образование независимых государств в Центральной Азии
Образование независимых государств в Центральной Азии. После распада СССР в Среднеазиатском регионе образовалось пять суверенных государств.
После провозглашения независимости их правительства перес ...
Борьба цехов с городским патрициатом
Борьба городов с
феодальными сеньорами привела в подавляющем большинстве случаев к переходу в
той или иной степени городского управления в руки горожан. Но в городах к этому
времени существовала уж ...