Колонизация отсрочила наступление Сжатия, но не смогла остановить ход
событий. Как всегда, повышение демографического давления принесло с собой
голод, войны и социальные революции. В 657 году вспыхнула революция в Коринфе;
поставленный народом диктатор Кипсел частью истребил, частью изгнал дорийскую
знать, а её имущество и земли роздал простонародью. "Лучшие люди в
изгнаньи, а городом подлые правят", – писал один из "лучших
людей", "аристократов". В 594 году народ поднялся против
аристократов в Афинах, после долгой борьбы противники обратились за
посредничеством к знаменитому мудрецу Солону. Побывавший на Востоке Солон
предложил реформу наподобие восточной "Справедливости": он
аннулировал долги, освободил долговых рабов и вернул крестьянам их заложенные
земли. Солон отменил прежнее деление на благородных-эвпатридов и простонародье;
он разделил народ на четыре класса в зависимости от размеров имущества;
реальная власть принадлежала немногочисленным состоятельным гражданам,
способным купить вооружение гоплита. Реформа Солона не остановила революцию;
вождем простого народа, "демоса", стал известный полководец
Писистрат; в 560 году он овладел акрополем во главе отряда вооруженных дубинами
крестьян. В конце концов, афинские аристократы разделили судьбу своих
коринфских собратьев, одни из них пали в сражениях, другие бежали из страны;
дубины простонародья одержали верх над мечами гоплитов.
Как и в других странах, греческое Сжатие породило революцию и монархию.
Ненавидевшие новых монархов аристократы называли их "тиранами" и
душителями свободы – но в действительности "тирания" была лишь
продолжением "демократии", "власти народа".
– Ну так давай рассмотрим, милый друг, каким образом возникает тирания, –
говорил великий философ Платон в одном из своих диалогов. – Что она получается
из демократии – это-то, пожалуй, ясно. Разве народ не привык особенно отличать
кого-то одного, ухаживать за ним и возвеличивать? Значит, это-то уж ясно, что
когда появляется тиран, он вырастает именно из этого корня, то есть как
ставленник народа. Карая изгнанием и приговаривая (знать) к страшной казни, он,
между тем, будет сулить отмену задолженности и ПЕРЕДЕЛ ЗЕМЛИ… Философы далеких
времен прекрасно понимали суть происходивших событий: ведь история творилась на
их глазах. Повсюду, в Греции и на Востоке, события развивались по одному
сценарию, и Платон лишь повторял на свой лад вступление к древним, как мир,
законам Востока: – Тогда-то меня, Хаммурапи, назвали по имени, дабы
Справедливость в стране была установлена, дабы погубить беззаконных и злых,
дабы сильный не притеснял слабого, дабы плоть людей была удовлетворена.
Тираны изгнали "лучших людей" и разделили между крестьянами их
земли. Над равнинами Аттики снова взошло солнце, и крестьяне мирно пахали свои
поля под пение жаворонка. Они говорили, что в страну вернулся Золотой Век, о
котором когда-то писал Гесиод: Создали прежде всего поколенье людей золотое
Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских… Писистрат возродил старинные
крестьянские праздники в честь бога вина и урожая Диониса. Это были пиршества,
продолжавшиеся подряд несколько дней и ночей, сельчане надевали старинные
одежды и плясали под звуки кимвалов и тамбуринов. "Тиран" ездил по
деревням, отплясывал вместе с крестьянами, раздавал деньги бедным и судил
спорщиков. "Он был гуманным и кротким человеком", – писал Аристотель.
Раннефеодальное государство у англосаксов
Во главе англосаксонских
королевств с момента их образования стоял король. Но в основе организации
местного управления англосаксов в первый период после завоевания Британии лежал
строй свободной се ...
Движение за реформу церкви
Во второй половине
XIV в. в Англии развертывается широкое движение за реформу католической церкви.
Различные общественные группы, участвовавшие в нем, были заинтересованы в
церковной реформе по раз ...
Римское представление о собственности
Римское
представление о собственности к началу VI в. уже было усвоено писаным правом Вестготского,
Остготского и Бургундского королевств. Из варварских правд и законов, изданных
в этих королевствах ...