После эпохи побед началось время испытаний. В ХII
веке на Ближний Восток обрушилась Вторая Волна; через полтысячелетия после
первого взрыва Великая Степь наполнилась новыми поколениями, и паровой котел
снова не выдержал давления. На юге арии завладели обширным нагорьем, которому
дали свое имя – Иран. На востоке племена чжоу овладели долиной Хуанхэ; на
западе дорийцы прорвались в Грецию и основали свой знаменитый город, Спарту.
Многоязыкое скопище племен обрушилось на Малую Азию; Хаттуса, ещё недавно
державшая в страхе окружающие народы, погибла в языках пламени. Двигаясь вдоль
побережья на кораблях и колесницах, орда «народов моря» прорвалась к границам
Египта – но египетской армии удалось отразить нашествие. Это была последняя
великая победа фараонов, берег моря был покрыт трупами врагов и обломками
кораблей. Но затем наступили «другие времена, пустые годы», о которых
сохранилось мало известий. В стране был голод, власть фараонов постепенно
слабела, из пустыни наступали варвары-ливийцы. Как и шумеры, египтяне были
миролюбивым народом; постоянное воспитание покорности властям лишило их
остатков былой воинственности. В ХII веке армию стали пополнять
наемниками-ливийцами, и со временем в долине Нила появились целые военные
поселения варваров. Около 950 года ливийцы подняли мятеж и захватили власть, а
затем поделили страну между своими вождями на «варварские королевства».
Началась кровавая эпоха смут и войн – «египетское средневековье». С юга в
страну вторгались эфиопы, с севера – ассирийцы; повсюду царили голод и
эпидемии; ирригационная система вышла из строя. Голод и войны погубили большую
часть населения, города обратились в развалины, деревни стояли пустыми. Лишь на
юге, в Фивах, жрецы сумели спасти храмы и остатки культуры; они правили непосредственно
от имени бога, испрашивая указания у оракула Амона. Правда, при этом жрецы не
забывали и о себе: они поделили между собой храмовые доходы и стали передавать
свои должности по наследству.
К VII веку варвары, наконец, усвоили египетские традиции; ливийский вождь
Псамметих I объединил страну и около 650 года попытался восстановить
тысячелетнюю Империю. Снова восстали из пепла храмы и города; снова писцы
устраивали "смотры" и принимали зерно у "царских людей". Но
в 527 году пришли новые завоеватели, персы, а еще через двести лет – Александр
Македонский, а потом – римляне. Крестьяне, казалось, не замечали всего этого:
они пахали свои поля и сдавали урожай на тока. Поля регулярно переделялись,
писцы следили за тем, что и когда сеять, и забирали большую часть урожая в
пользу храма или фараона. Фараон – неважно, грек или римлянин – был богом этой
страны, и ему поклонялись в храмах. Когда население достигало определенных
пределов, начинались голод и восстания. Каратели – греки или римляне – вырезали
деревни и заставляли уцелевших крестьян снова пахать свои поля. Завоеватели
жили в своем городе, Александрии – так же, как некогда гиксосы жили в Аварисе;
они строили дворцы и купались в роскоши, а полуголодная страна терпеливо несла
свою ношу. Так продолжалось века, пока, в конце концов, в мир не пришел Христос
– но это была уже другая страница истории.
Парижское восстание 1356-1358 гг.
Поражение при Пуатье
вызвало озлобление народа против дворян и короля, не сумевших организовать
защиту страны от врага. Поэтому, когда сын пленного короля, дофип (так
назывался во Франции наследник ...
Восстания наемных рабочих и ремесленной бедноты
Развитие
раннекапиталистических отношений дало в городах такие формы эксплуатации и
угнетения трудящихся, каких не знал цеховой строй. Это и привело к новым по
характеру народным движениям в города ...
Генезис феодализма с материалистических позиций
К. Маркс и Ф.
Энгельс, подходя к решению проблемы генезиса феодализма с материалистических
позиций, рассматривали этот процесс как переход от рабовладельческой
социально-экономической формации к фе ...