Катастрофа, разрушившая государства Древнего Мира, была вызвана новым
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫМ ОТКРЫТИЕМ кочевников – изобретением стремени и седла. Стремя и
седло породнили всадника и коня, и от этого союза явился на свет новый народ
кентавров. Так же, как все кочевники, новые кентавры с детства были приучены
убивать; они выросли в яростных сражениях между родами и племенами – и вот
теперь они предстали перед окружающим миром, сидящими в сёдлах и опирающимися
на стремена, одетые в кольчуги и вооружённые длинными копьями. Стремя и седло
позволили использовать новое страшное оружие, саблю; привстав в стременах,
всадник обрушивал на римского легионера или китайского пехотинца удар,
рассекавший его от плеч до пояса. Стремя, седло и сабля породили Большую Волну,
подобную арийской Волне II тысячелетия; орды жестоких завоевателей обрушились
на земледельческие страны, обращая в пепел города и деревни. Цивилизация
Древнего Мира погибла, повсюду виднелись развалины и засохшие каналы, на
дорогах и в полях белели кости, и лишь изредка можно было встретить уцелевшего
крестьянина, пашущего поле для нового господина.
Закованные в кольчуги всадники-рыцари стали господами нового мира, мира Средних
Веков. В V-VIII веках на обширных просторах Евразии началась новая эпоха, эпоха
рыцарей и крепостных рабов. Однако была одна страна, которая раньше других
приняла удар тяжёлой кавалерии, и история которой стала прообразом будущего –
этой страной был Иран. Поэтому, чтобы завершить историю Древнего Мира, нам
остаётся рассказать об этом прологе Средних Веков.
В середине II века до нашей эры гуннская волна обрушилась на обитавшие в
центральной Азии племена саков и юэджей. Гунны обладали всесокрушающим Новым
Оружием, тяжёлым луком из кости и дерева, и, уходя от страшной опасности, юэджи
двинулись в Индию, а саки – в Иран. После первого столкновения с родственными
им племенами парфян саки вошли в Парфянский союз; они передали парфянам военную
технику гуннов, тяжёлый лук и чешуйчатый панцирь.
В 120-х годах до н.э. на Ближнем Востоке появились первые
рыцари-"неранимые", восседавшие на огромных, облачённых в доспехи,
"нисейских" конях. Эти рыцари не только поражали врагов из луков; у
них были длинные четырёхметровые копья, с которыми они бросались на врагов,
удерживаясь на коне без стремян и сёдел – должно быть, с помощью каких-то
забытых ныне приспособлений. Новая тяжёлая конница обеспечила парфянам победу в
долгой борьбе с державой наследников Александра, Селевкидов; кочевники овладели
Двуречьем и вышли к Евфрату.
Нашествие кочевников оставило после себя сожжённые деревни и развалины городов,
парфяне разрушили Вавилон и увели в плен его жителей. С гибелью городов пришла
в упадок древняя культура и письменность, был забыт алфавит, и немногие
уцелевшие писцы пользовались словами как иероглифами.
На опустевшей равнине возвышались замки завоевателей, в них обитали главы
парфянских родов, "великие" и "знатные", владевшие тысячами
порабощённых крестьян. Рядовых рыцарей-родовичей звали "азатами", "свободными";
они получали от "великих" в кормление несколько крестьянских дворов и
по первому зову шли за ними в поход. Каждое лето рыцарские дружины уходили в
набеги за Евфрат, приводя оттуда толпы новых рабов. Иногда "великие"
собирались и вместе выбирали царей из царского рода Аршакидов, но чаще воевали
друг с другом, штурмуя замки и опустошая деревни – совсем как в средневековой
Европе.
В 53 году до н. э. в этот мир средневековья неожиданно вторглись римские
легионы под командованием Марка Красса – того самого Красса, который подавил
восстание Спартака. С 40-тысячным войском Красс двинулся в Двуречье напрямик,
через пустыню, и близ города Карры встретился с парфянской конницей. Парфянские
всадники окружили построенные огромным квадратом легионы и целый день осыпали
их стрелами; от этих стрел не было спасения: они пробивали щиты и доспехи,
прикалывая руки к щитам, а ноги к земле. Когда римская конница попыталась
атаковать, то навстречу ей устремился железный строй рыцарей с длинными
копьями, которые пронзали римских всадников вместе с конями. Когда на поле боя
спустилась ночь, уцелевшие римляне бросили своих стонущих раненых и попытались
бежать – но не смогли уйти далеко; в конце концов, Красс вступил в переговоры с
врагом и был убит парфянами, а его воины почти все погибли.
Отбросив римлян, парфяне вновь погрузились в усобицы, которые тянулись
столетиями – пока в 228 году очередная распря не привела к смене династии –
власть перешла к вассалу парфян, царю персов Арташиру, основателю династии
Сассанидов. Оттеснённые парфянами в южные горы, персы сохранили там свои
древние традиции – и, придя к власти, они принялись восстанавливать древние
города и храмы огня. Цари снова стали называть себя наместниками великого
Ахурамазды и, пытаясь подчинить "великих", завели множество
чиновников. Они разделили свой народ на четыре сословия: жрецов-магов
("асраван"), благородных воинов ("артештаран"), писцов
("дипиран") и зависимых крестьян ("ваштриошан"). Но в
остальном ничего не изменилось – по-прежнему возвышались над равниной замки и
по-прежнему порабощённые крестьяне терпеливо несли свою ношу. Придворные маги
восхваляли этот порядок, а среди народа постепенно распространялось учение
жреца Мани, говорившего, что мир захвачен силами Тьмы и призывавшего людей
"очиститься" и ждать пришествия Князя Света. Очистившиеся
"совершенные" манихеи жили подобно первым христианам: они отрекались
от собственности, от семьи и всех земных благ. Богатым и знатным не нравилось,
что их правление называют царством Тьмы, и, в конце концов, Мани был казнён, с
него сняли кожу, набили её соломой и подняли на виселицу.
Столетие текло за столетием, население постепенно увеличивалось, снова
разрастались сёла и вставали из руин города – и, в конце концов, в середине V
века началось новое Сжатие. Всё чаще стали повторяться голодные годы, бедняки
закладывали и продавали свои участки. В 480-х годах разразился страшный голод,
который длился семь лет. Шахиншах Пероз отменил налоги и приказал знатным
открыть для народа свои амбары – но это не спасло положения; крестьяне
бунтовали и жгли имения знати. Простолюдинов возглавлял жрец Маздак,
повторявший многое из того, что когда-то говорил Мани. Маздак проповедовал, что
"бог создал блага на земле для того, чтобы люди поровну делили их между
собой…" Маздак говорил: "Кто богат и силён, Не выше бедняги, что
нищим рождён, На роскошь, богатства положен зарок, Основа – бедняк, а богатый –
уток, И равенство в мире возникнуть должно, В излишестве жить непохвально,
грешно".
Так передавал идеи революции великий поэт Фирдоуси. Молодой шахиншах Кавад
(488-531) внял проповеди Маздака и сделал его своим советником. "По всей
стране бедняки отнимали у богатых жилища, женщин, имущество"; они хотели
сделать всё общим и имели общих жён. Замки знати были разрушены, многие знатные
роды погибли.
Революция Маздака породила новую Персидскую Империю; рабы получили свободу, а
повинности крестьян были точно установлены. Благородные рыцари-азаты были
подчинены суровой дисциплине, они не смели взять со своих крестьян лишнего и
регулярно вызывались на смотры. "Царь царей" сам становился в первую
шеренгу воинов и предъявлял своё оружие проводившему смотр полководцу – и
однажды был даже наказан за неполадки в снаряжении. Эти порядки сохранялись и
после смерти Маздака, который пал жертвой борьбы за престол. Преемника Кавада,
Хосрова (531-579) прозвали Аноширваном, "Справедливым"; он уменьшил
налоги и прославился военными победами. У сына Хосрова, Хормизда, "не было
других желаний, кроме улучшения положения слабых и справедливого отношения к
ним со стороны сильных, – писал арабский историк. – И уравнялись в его царстве
сильный и слабый". Однако рыцарское сословие "артештаран" не
смирилось с военной дисциплиной и с тем, что его равняют с "чернью";
знаменитый полководец Бахрам Чубин поднял военный мятеж, Хормизд был свергнут и
ослеплён. Сын Хормизда, Хосров (591-628), расправился с мятежниками и правил
больше 30 лет; в его правление были завоёваны Сирия и Египет, персидские рыцари
не раз разбивали свои шатры на берегах Босфора. Однако, когда победы сменились
поражениями, рыцарство снова восстало, и шахиншах был убит. В этот самый
момент, когда благородные рыцари вновь овладели властью, на страну обрушилась
Арабская Волна. В 636 году рыцарское ополчение вышло навстречу арабам на
равнину Кадисии; оно гнало перед собой связанных цепями крестьян-пехотинцев. На
равнине установили трон для предводителя "благородных", эранспахбеда
Рустама – и к этому трону подвели посла арабов, бедуина Зухру в рваном бурнусе.
Битва при Кадисии продолжалась три дня, на четвёртый день ураган понёс чёрный
песок в лицо персам. Ветер из пустыни опрокинул трон Рустама, двадцать тысяч
рыцарей с султанами остались лежать под чёрным песком на равнине. Первая
рыцарская держава погибла. Потух священный огонь персов в Ктесифоне, в развалины
превратилась великая столица Эраншахра. Вырвавшиеся из пустыни орды суровых
воинов прокатились по городам и странам, достигнув Океана на западе и далёкой
Индии – на востоке.
Ислам победил и его победа означала пришествие новой эпохи – Средневековья.
Социально-экономические и политические изменения в Византии в VII—VIII вв.
Вторжения славян и
других варварских племен в сочетании с народными движениями способствовали
дальнейшему сокращению крупного землевладения рабовладельческого типа. Большое
значение приобрели тепер ...
Города, ремесло и торговля
Византия IV—VI вв.
по праву считалась страной городов и обгоняла Запад по уровню развития ремесла
и торговли. Богатые запасы железа, золота, меди, мрамора стимулировали развитие
горных промыс ...
Возникновение и рост городов
Важнейшим
результатом подъема сельского хозяйства в Германии, как и в других странах Западной
Европы, явилось отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие
средневекового города. Раньше всего ...