На юге Египта, там, где Нил делает небольшую
излучину, располагался Фиванский оазис. Сюда не дошли колесницы гиксосов, здесь
сохранились храмы и города, это было последнее прибежище жрецов и фараонов.
Согласившись платить дань, фиванцы сумели использовать передышку, которую им
дали варвары, они переняли оружие противника и оснастили свою армию
колесницами. Через сто лет после катастрофы египетские войска двинулись на север,
гиксосы были разгромлены и бежали в Азию.
Началась эпоха Нового Царства. Постепенно восстанавливались города и храмы,
снова наполнялись трудовым людом деревни. По-прежнему проводились смотры
"царских людей", и идущие вдоль шеренг писцы говорили, кому идти в
земледельцы, а кому – в армию. Армия фараонов сражалась в Сирии и с каждым
годом все дальше отбрасывала варваров от границ Египта. При фараоне Тутмосе III
Египетская Империя вступила в бой с повелителями Востока – митаннийцами и
хеттами. Двести лет поля Сирии сотрясали битвы колесничных армий; тысячи
колесниц, сталкиваясь, разлетались в куски и хоронили под обломками воинов.
Цивилизация одержала победу над варварами; в 1312 году в битве при Кадеше
фараон Рамзес II нанес хеттам решающее поражение.
Хетты ХIV века были уже не те, что в эпоху войнохот трехсотлетней давности; они
до какой-то степени окультурились и переняли многие обычаи покоренных народов.
У них были храмы и самодержавные цари, писцы и законы – но воины с султанами
по-прежнему каждую весну выезжали на колесницах из ворот Хаттусы. Египтяне в
свою очередь позаимствовали обычаи хеттов; их солдаты безжалостно убивали и
грабили, а по возвращении армия гнала за собой десятки тысяч пленных. Их
продавали на рынках, и они были столь дешевы, что даже садовник или пастух мог
купить себе раба. Сотни рабов вместе с другой добычей подносились в дар храмам
– в особенности храмам фиванского бога Амона. Храм Амона в Карнаке близ Фив был
одним из чудес света, а его главный зал изображал собою весь мир: колоссальные
колонны в виде увенчанных цветами стеблей папируса поддерживали небесный свод с
луной, солнцем и звездами. Стены храма были покрыты золотом, а от Нила к
главным воротам вела аллея каменных львов – сфинксов.
Великолепные храмы были символом Нового Царства, так же, как великие пирамиды –
символом Древнего Царства. Величие храмов заставляло народ падать ниц перед
Амоном-Солнцем и его сыном, фараоном. Сестра фараона считалась "супругой
Амона", она обитала в полутьме храма и на золотом ложе вступала в священный
брак с богом, роль которого исполнял сам фараон. Амон-Солнце был богом
справедливости, защитником бедных, предшественником Христа; сотни его храмов
стояли по всей стране, и народ приходил к нему как к заступнику,
"спасающему робкого от гордого". Однако фараону Эхнатону показалось
недостаточно быть сыном Солнца – он провозгласил себя самим Солнцем и приказал
вырубить имя Амона с каменных плит. Народ подчинился Эхнатону, но после его
смерти всё вернулось на круги своя; Эхнатон остался в истории как сумасбродный
тиран и муж прекрасной царицы Нефертити, точеная головка которой стала символом
воплощенного в камне изящества.
ХV и ХIV столетия остались в памяти поколений, как время великолепных храмов,
блестящих побед, благополучия и сытости. Вельможи и сановники купались в
роскоши, одевались в изысканные белоснежные одежды и носили пышные ниспадающие
на плечи парики.
Пиршественные залы усыпались цветами, и полуобнаженные рабыни танцевали среди
золота и благовоний.
Но вот в разгар торжеств всё смолкало: среди гостей появлялся бритоголовый жрец
с изображением мумии в руках. Он шел среди пирующих и повторял каждому:
"Смотри на нее, пей и наслаждайся жизнью! После смерти ты ведь будешь
таким!" Жрец понимал, что благополучие не вечно – когда-нибудь наступает
конец.
Классовая борьба в ненецкой деревне
Крестьяне вели
повседневную борьбу против феодальной эксплуатации. В районах распространения
краткосрочной аренды они боролись за сохранение наследственного характера
держаний. Повсеместно они выст ...
Варварские племена, граничившие с Римской империей
Особенно большую
опасность для Римского государства представляли варварские племена, граничившие
с ним на периферии. Варварами римляне называли племена и народы, чуждые римской
культуре. В марксист ...
Феодальная раздробленность Италии
В средние века
Италия не была единым государством, здесь исторически сложились три основные
области — Северная, Средняя и Южная Италия, распадавшиеся, в свою очередь, на
отдельные феодальные ...