Преуспевание Афин было основано на морской
торговле, а морская торговля – на мощи афинского флота, готового силой
устранять конкурентов. Помимо давних врагов, финикийцев, конкурентами Афин были
греческие торговые города Коринф, Сиракузы и Мегары – дорийские общины,
соединенные узами родства со Спартой. В 432 году Афины установили торговую
блокаду Мегар, и это привело к большой войне; спартанская фаланга вторглась в
Аттику, сжигая деревни.
Афиняне не могли противостоять спартанцам на суше, население Аттики укрылось за
соединявшими Пирей и Афины длинными стенами. В переполненном беженцами городе
вскоре началась чума, храмы были заполнены трупами, умиравшие лежали возле
колодцев, умоляя дать им воды. Чума унесла четверть населения, погибло много
воинов и моряков, погиб и Перикл, знаменитый вождь афинян. Война продолжалась
27 лет, до 404 года. Афиняне долго и безуспешно осаждали Сиракузы, потом
противники Афин объединились и на персидские деньги создали мощный флот.
Настало время ожесточенных морских сражений, когда сотни триер проламывали друг
другу борта и берега на много миль покрывались обломками кораблей и телами
погибших моряков. В конце концов, афиняне потерпели поражение и лишились
преобладания на торговых путях.
Это было началом заката Афин, конкуренты стали повсюду теснить афинских купцов
и промышленников. Рост города остановился; большинство населения теперь
составляли бедняки, которые требовали пособий для неимущих. Была введена плата
за посещение народного собрания – несколько монет, которых едва хватало на
хлеб, но постоянно пустовавшая казна не могла выделить больше. В середине IV
века экономическое положение стало катастрофическим, город был переполнен
безработными, жившими на пособия и с ненавистью взиравшими на дворцы буржуазии.
Преобладавшая в народном собрании беднота обложила богачей непомерными
налогами; появилась целая каста доносчиков, "сикофантов", которые,
пользуясь настроениями народа, предъявляли богачам обвинения в святотатстве или
измене. Многолюдный афинский суд присяжных состоял из тех же бедняков, которые
знали, что, если они не осудят обвиняемого и не конфискуют его имущества, то
казна останется пустой и они не получат пособий. "Никто из граждан в
Афинах не живет в полном спокойствии, но весь город преисполнен отчаяния, –
писал философ Исократ. – Одни переносят все невзгоды и лишения нищеты, другие
жалуются на обилие всяких повинностей и на постоянный страх перед угрожающим им
судом". После двухвекового преуспевания в Грецию вернулись бедность и
голод – признаки нового Сжатия; столкновения между бедными и богатыми
предвещали новую тиранию. В 370-х годах в некоторых городах вспыхнули кровавые
революции, в Аргосе толпа перебила дубинами 1200 богатых граждан, в Коринфе
"трупы лежали огромными кучами".
В то время как Грецию сотрясали восстания, среди нищеты, бедствий и всеобщего
озлобления философы и политики пытались понять причины происходящего. Ученик
Сократа Платон объехал полмира, изучая государственное устройство разных стран,
и, обобщив увиденное, предложил свой знаменитый проект идеального государства.
Этим государством должны были управлять философы, а население делилось на два
сословия – воинов и простолюдинов, причем воины воспитывались по-спартански,
обедали за общим столом и имели общих жен, а простолюдины получали одинаковые
земельные наделы. В одном из своих трактатов Платон разместил свое государство
на краю света, в Атлантиде, заставив ученых будущего спорить о местонахождении
этой загадочной страны. Отличительной чертой философов Платон считал знание
геометрии и именно геометрию (наряду с другими науками) он преподавал своим
ученикам в маленькой школе, расположенной в роще Академа, – позднее её стали
называть "Академией". В этой "Академии" около 20 лет учился
и работал Аристотель, великий философ, продолжавший исследования Платона и
оставивший после себя знаменитый трактат "Политика".
Два великих философа нередко спорили между собой, и Аристотель любил говорить,
что "Платон мне друг, но истина дороже". Сравнивая жизнь и устройство
разных государств, Платон и Аристотель открыли ОСНОВНОЙ ЗАКОН ИСТОРИИ: они
открыли, что главной причиной обрушившихся на Грецию бед является
ПЕРЕНАСЕЛЕНИЕ: – Прежде всего, сохраняйте установленную численность населения,
– обращался Платон к гражданам своего идеального государства, – затем
сохраняйте размеры и величину имущественного надела.
Платон и Аристотель принадлежали к знати и называли диктатуру народа тиранией –
так, как это делают современные аристократы. Действительно, тираны подвергали
знать массовым репрессиям – так же, как и знать, в свою очередь, в случае
победы истребляла всех непокорных. Бедные и богатые видят мир с разных сторон и
добро для одних есть зло для других. Для одних Писистрат был кровавым
диктатором, для других – отцом народа; мы же будем называть его просто монархом
– и пусть каждый вкладывает в это слово свой смысл.
После смерти своего великого учителя, Платона, Аристотель уехал из Афин и долго
жил на берегу моря, в задумчивости наблюдая за приливами и отливами – за вечной
жизнью природы. Он занимался биологией и философией, а потом был приглашен в
Македонию, чтобы учить грамоте 14-летнего Александра, сына македонского царя
Филиппа II.
Македония была страной гор и лесов в центре Балкан, вдалеке от больших городов,
цивилизации и культуры. Когда-то давно эти земли были завоеваны вторгшимся из
Великой Степи народом всадников; кочевники подчинили местное население и
превратились в племенную знать, "гетайров". Позднее македонское
побережье было занято греками, выводившими сюда свои колонии. В 359 году
македонский царь Филипп II задумал преобразовать свое войско по греческому
образцу; он сформировал из крестьян тяжелую пехоту, но, в отличие от греков,
вооружил ее более длинными копьями, "саррисами". Результат превзошел
все ожидания: на свет явилось чудовище, монстр, пожиравший народы и государства
– македонская фаланга.
Огромный ёж с выставленными вперед шестью рядами копий таранил строй любого
противника и обращал его в паническое бегство. "Нет силы, которая могла бы
сопротивляться ей с фронта или устоять против ее натиска", – писал о
фаланге знаменитый историк Полибий.
Македонская фаланга была Фундаментальным Открытием, изменившим ход мировой
истории. До тех пор мало кому известный народ по мановению ока превратился в
страшную силу, с лёгкостью сокрушавшую соседние племена. В 345 году фаланга
впервые прошла через Фермопильский проход в Среднюю Грецию.
В Афинах вспыхнула паника, знаменитый оратор Демосфен призывал греков встать
плечом к плечу и остановить новое нашествие варваров. Но была и другая точка
зрения: изнывавшая под бременем демократии буржуазия открыто призывала
македонян. Известный ритор Исократ приглашал Филиппа II возглавить Грецию и
двинуться на Восток: "Нуждающееся в земле крестьянство… получит обширные пространства
земли; бродяги, вместо того чтобы терзать Элладу, найдут применение своей
деятельности в Азии… Победа даст процветание тем, кто останется дома (то есть
буржуазии)".
Это был старый способ понижения демографического давления с помощью эмиграции и
завоевания новых земель – тот самый способ, который предотвратил победу
"тирании" в VI веке. В 338 году фаланга снова ворвалась в Грецию и
разгромила объединенные силы греков при Херонее. Афины приготовились к осаде –
но македоняне не стали штурмовать город: Филипп II принял предложение Исократа.
Греческие государства образовали союз под главенством Филиппа II и объединились
для войны с Персией; в угоду призвавшей его буржуазии царь запретил революции,
тиранию, передел земель и отмену долгов. Царь уже начал переправу союзных войск
в Азию – но неожиданно был сражён кинжалами заговорщиков.
Наследником Филиппа стал Александр Македонский, 20-летний воспитанник
Аристотеля, смелый воин, мечтавший о всемирной славе. В 334 году Александр
повел непобедимую фалангу на завоевание Азии и уже никогда не вернулся в
Грецию. Аристотель возвратился в Афины, основал новую школу, "Лицей",
и читал лекции своим ученикам, прогуливаясь по аллеям прекрасного парка. Время
от времени из Азии приходили известия об удивительных победах, о завоевании
половины мира, о походе в Индию – и, наконец, прибыли послы с требованием
признать Александра богом. Спартанцы ответили, что, "если Александр желает
быть богом, то пусть станет им", а афиняне согласились воздавать царю
божеские почести. Однако, как только пришли известия о смерти царя, Афины
вместе со всей Грецией восстали против власти македонян. На склоне лет
Аристотелю пришлось бежать из Афин, оставив в Лицее все свои книги; вскоре он
умер изгнанником в деревенской глуши. Греческое восстание потерпело поражение;
последний глашатай свободы и демократии, Демосфен, покончил с собой, приняв яд;
в Пирее обосновался македонский гарнизон. Оккупанты вручили власть буржуазии,
которая лишила половину афинян гражданских прав: гражданами теперь считались лишь
обладатели 2000 драхм. Город стал игрушкой в междоусобных войнах македонских
полководцев, наследников Александра; один из них, Деметрий, провозгласил
"свободу", но потребовал божеских почестей и поселился со своими
гетерами в Парфеноне. Осады, штурмы, восстания чередовались друг с другом; в
конце концов, в 262 году над Афинами утвердил свою власть македонский царь
Антигон Гонат. Так же, как когда-то Вавилон, Афины стали добычей царей;
буржуазия предпочла чужих царей своим тиранам – но чужой сапог оказался не
лучше сшитого дома.
Войны и смуты разорили великий город; некогда многолюдные улицы опустели,
тысячи афинян покинули родину, спасаясь от смут или поверив обещаниям безбедной
жизни в покоренной Азии. Лишь философы ещё поддерживали славу Афин; здесь жил
знаменитый циник Диоген, нашедший путь к счастью в отказе от потребностей и
желаний. Одно время Диоген обитал в старой бочке и, когда Александр Македонский
спросил, не нуждается ли он в чем-либо, философ ответил: "Отойди, не
загораживай мне солнце". Другой знаменитый философ, Эпикур, говорил, что
нужно довольствоваться малым и радоваться глотку воды и куску хлеба, а стоик
Зенон учил владеть собой и подавлять страсти. Всё это были учения, навеянные
аскетизмом последователей Будды: после восточного похода Александра философия
Запада соприкоснулась с философией Востока. Сотни учеников со всего греческого
мира приезжали послушать знаменитых философов и удивлялись запустению некогда
великого города. Торговля почти прекратилась; корабли проплывали мимо полуразрушенных
пристаней Пирея, направляясь в бурлящие жизнью новые порты, в Александрию или
на остров Родос. Моряки стояли на палубе и смотрели на подобные призракам белые
храмы Акрополя – и минувшее казалось им непохожей на правду сказкой.
Франкское королевство меровингского периода с конца VI — начала VII в.
Франкское
королевство меровингского периода с конца VI — начала VII в. представляло собой
уже раннефеодальное общество, хотя процесс феодализации в нем развивался
довольно медленно. Вплоть до ...
Расширение территории Франкского государства при Карле Великом
Время наибольшего
могущества Франкского государства приходится на правление сына Пипина Короткого
— Карла Великого (768-814), ставшего героем многих легенд, сказаний и песен.
Современников по ...
Вторая республика и империя
Вторая республика. В начале ноября была опубликована новая конституция республики. Она гарантировала всеобщее избирательное право, единое представительное собрание и всенародное избрание президента. В ...