Несравненно более многочисленными, чем на Западе, были в Византии монашество и монастыри. Мистические настроения широко распространенные среди угнетенных, способствовали тому, что немало крестьян уходили в монастыри как в убежища от безотрадной действительности. Но и там они попадали в разряд низшей братии, целыми днями, подобно парикам, трудившейся на монастырских владениях.
Особенно быстро росли монастыри в XI—XII вв.: каждый император, сановник, полководец, церковный иерарх воздвигал и наделял владениями свой монастырь.
Крупнейшие из них (Студийский в столице и монастыри Афона) активно вмешивались в светские дела. Спорившие за власть группировки господствующего класса добивались поддержки влиятельного монашества.
Феодальный город. «Книга эпарха»
Со второй половины
IX в. начался подъем византийских городов: возрождались старые, переживавшие
ранее упадок, и возникали новые городские центры. Значительно возросло
производство ремесленных издел ...
Раннефеодальное государство у англосаксов
Во главе англосаксонских
королевств с момента их образования стоял король. Но в основе организации
местного управления англосаксов в первый период после завоевания Британии лежал
строй свободной се ...
Последние крестовые походы
В XIII в. было
предпринято еще несколько крестовых походов, однако они фактически ничего не
изменили в положении дел на Востоке. Во время Пятого крестового похода
(1217—1221) немецким, англий ...