Там, где они жили, небо было всегда голубым,
бездонным и чистым. Это была страна необъятных равнин, поражавшая воображение
древних поэтов: Как море! Огромно! И ровный песок – без конца! И в далях не
видно людей! Это была Великая Степь, простиравшаяся через весь северный
материк, Евразию. Народы, жившие там, звали ее Арьяна-вайча – Арийский простор.
С севера степь пересекали большие реки: Дан (Дон) и Великая Раха (Волга). Они
вытекали из негостеприимных северных лесов, за которыми простиралось Молочное
море – покрытый льдами Северный океан.
Степь была величественна и прекрасна, но народы, жившие в ней, была париями
древнего мира. Когда-то, во времена Великого Исхода, когда Новое Человечество
двигалось на плодородные земли Востока и Запада, часть племён была вытеснена
этим движением в Великую Степь. Здесь они смешались с охотниками-туземцами и
породили "народ свободных" – ариев.
Степь была огромна, но бесплодна, и лишь в редких речных долинах можно было
заниматься земледелием. Здесь возникали маленькие деревни из рубленых домов, их
жители возделывали землю и пасли скот на окрестных просторах. Скотоводство было
основным занятием древних ариев: сначала, в IV тысячелетии, они разводили овец
и коз, позже к этому стаду добавились лошади и коровы. Летом степняки питались
почти исключительно молоком домашних животных, зимой – преимущественно мясной и
растительной пищей. Но хлеба в степи всегда было очень мало, а стада зачастую
становились жертвой снежных буранов и эпидемий. Двадцать квадратных километров
пашни кормили тысячи земледельцев, в степи же на такой территории мог выжить
лишь десяток скотоводов. Именно выжить, потому что, по казахской пословице, их
скот принадлежал любому бурану и сильному врагу. Китайские летописи пестрят
упоминаниями о голоде среди степных племен: "Умерло из каждого десятка три
человека, а из каждого десятка скота пало пять голов… Земля на несколько тысяч
ли стояла голая, травы и деревья засохли, люди и скот голодали и болели,
большинство из них умерли или пали…" Такова была жизнь в степи – там могли
выжить лишь самые сильные и выносливые. Скотоводы вели столь же тяжелую борьбу
за жизнь, что и охотники, и их суровые обычаи были унаследованы от древних
охотников Великой Степи. Родившегося ребёнка бросали в снег или в холодную воду
– если он выживал, то становился богатырем. Дети сызмальства приучались к
охоте: "Мальчики, как скоро смогут сидеть верхом на баране, стреляют из
лука пташек и зверьков… и употребляют их в пищу". Инициации были просты: в
15 лет юношу опоясывали поясом мужества и отправляли в набег на соседей. Если
он возвращался и приносил голову врага, то становился настоящим
"дваждырождённым" мужчиной, если не возвращался – никто не вспоминал
о нем. Жизнь человека была мимолетной, как облачко на небе, и чтобы удержать
ее, надо было постоянно убивать других: перенаселённость и голод заставляли
сражаться за скот и пастбища. "У нас ведутся постоянные войны, мы или сами
нападаем на других, или выдерживаем нападения, или вступаем в схватки изза
пастбищ", – говорил скиф Токсарис, герой одного из древних писателей.
"Они напали на людей, не ожидавших их прихода и обратили всех в бегство…
многих из способных носить оружие они убили, других увели живьем… И тотчас же
начали сгонять добычу, собирать толпой пленных, грабить шатры и на наших глазах
насиловали наших жён и наложниц…" Так рассказывает Токсарис об обычных
событиях степной жизни. Привычка убивать стала столь естественной для всех, что
в этих набегах участвовали и девушки, получавшие то же воспитание, что и юноши.
Греки называли их амазонками, "господами мужей" или
"мужеубийцами". Греческий историк Геродот писал, что амазонки живут
за Доном, у арийского племени савроматов. "У савроматов, – свидетельствует
Геродот, – девушка не выходит замуж, пока не убьет врага".
Мужчина, не добывший в бою голову врага, подвергался позору и лишался доли
добычи. Отважные и удачливые бойцы, наоборот, были окружены почетом.
"Сильные едят жирное и лучшее, устаревшие питаются после них. Молодых и
крепких уважают, устаревших и слабых почитают мало", – говорит китайский
историк.
"Когда скиф убивает первого врага, он пьет его кровь, – добавляет Геродот.
– Череп врага обтягивают снаружи сыромятной кожей и употребляют вместо чаши…
делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры…" Жизнь ариев
целиком зависела от мужества и удачи.
Каждый мужчина был воином, и чем больше наложниц и рабов он захватывал в
набегах, тем больше была его семья и богаче дом. Рабов ослепляли или перебивали
им члены, чтобы они не могли бежать. Часто в рабах не было необходимости, и
пленных приносили в жертву богам и умершим – так истреблялись целые роды и
племена, лишь молодых женщин оставляли в живых и присоединяли к своему роду.
Наложницы были нужны, чтобы рожать воинов, – ведь сила семьи была в сыновьях.
При этом было не очень важно, чьи это сыновья: "Каждый из них берет в жены
женщину, но живут они с этими женщинами сообща, – писал Геродот об
ариях-массагетах. – Когда массагет почувствует влечение к какой-нибудь женщине,
он вешает свой колчан на ее кибитку и затем спокойно сообщается с этой
женщиной".
Выходя замуж, женщины-амазонки становились домохозяйками, "госпожами
дома", и лишь в крайних случаях возвращались к оружию. Зато они
господствовали над мужчинами в религиозных обрядах: жрецами-шаманами были
преимущественно женщины, которые передавали своим дочерям шаманские и
знахарские познания. Из сока мухоморов они приготовляли "священную
сому", напиток богов, приводивший в экстаз и богов, и смертных. Сому
возливали в огонь и пили на религиозных церемониях. Воины, принесшие голову,
носили шаманские уборы из птичьих перьев и пили сому перед сражениями. Подобно
германским берсеркам, они впадали в священное бешенство и были почти непобедимы
в битвах. "Буйные ветры понесли меня вверх, ведь я напился сомы, понесли
меня вверх соки сомы, и пять народов показались мне пылинкой…", – поется в
гимнах индийской Ригведы. Под звуки этих гимнов шаманы обращались к богам, к
необъятному Небу и огромной Земле. Под эти гимны начинался и заканчивался путь
ариев. Жизнь воинов не была долгой, слабые погибали раньше, сильные – позже. В
могилу к ним клали их оружие, их слуг и в ноги – самую молодую, самую любимую
наложницу. Самым сильным и смелым ставили храмы и поклонялись их духам. Если же
мужчина доживал до старости, то его приносили в жертву. "Если кто из них
доживал до глубокой старости, – говорит Геродот, – то все родственники
собираются и закалывают старика в жертву, а мясо варят вместе с мясом других
жертвенных животных и поедают.
Так умереть для них – величайшее блаженство".
Этот страшный обычай скрывает глубокую трагедию степной жизни: изнемогая в
отчаянной борьбе за существование, арии не могли содержать стариков. Но ещё
более трагическим был другой обычай: маленьких детей закапывали в могилу вместе
с рано умершей матерью. Такие захоронения довольно часто встречаются в Великой
Степи. Из глубины темных веков они подсказывают людям, что благополучие не
вечно и что обычаи времен голода непохожи на обычаи времен сытости. "Среди
них случается позорный обычай, что сын берет иногда всех жён своего отца",
– с негодованием писал один средневековый монах. Между тем это обыкновение, так
называемый левират, объясняется всего лишь стремлением спасти женщин от
голодной смерти, выжить в вечной борьбе – так же, как объясняются и все
остальные обычаи ариев.
Жён отца и его хозяйство наследовал обычно младший сын. Старшие сыновья
отделялись заранее и жили своими семьями. Все эти семьи братьев, дядей,
племянников составляли арийский род. Изолированная семья неизбежно гибла в
степи, род же мог постоять за себя, в него входило несколько десятков семей и
около сотни мужчин-воинов. Род имел собственное ополчение и собственного вождя,
выбираемого из числа лучших бойцов. Так же, как в глубокой древности, мужчины
рода исповедовали законы братства и соблюдали знаменитый арийский обычай
совместных трапез-"сесситий". Со временем, когда угодья становились
тесными, от старшего рода отделялись младшие. Группа родственных родов
объединялась в племя, а племена – в союзы племен. Вождь союза
"раджа", или "рекс", избирался из старшего, "царского"
рода. По преданию, эти выборы проходили на сходке у реки Дона (на языке скифов
слово "дон" означало просто "река"). Царь не был
единоличным правителем, рядом с ним существовали "совет первейших" и
народное собрание. Демократия была единственно возможным политическим
устройством в степи: принуждение и неравенство порождают недовольство, а
недовольные могут изменить в минуту опасности, – поэтому Свобода, Равенство,
Братство были обычаями Великой Степи, такими же естественными, как левират. В
случае нарушения этих обычаев происходило то, что произошло в ХVI веке с
Тахир-ханом казахским: "Так как Тахир имел крайне грубый характер,
большинство эмиров и воинов стали обижены на него и разошлись", – писал
персидский летописец Хайдер Рази.
Арийская свобода, обычаи амазонок и жертвоприношения стариков – всё это
объяснялось одним и тем же драматическим фактором: перенаселенностью Великой
Степи, избыточным демографическим давлением. Испокон веков население степи
пыталось вырваться на плодородные равнины – но безуспешно. Окраины степи были
густо заселены земледельцами, и на каждого арийского берсерка там приходилось
несколько десятков лучников в одинаковых холщовых одеждах.
Великая Степь напоминала котел с толстой чугунной оболочкой. Эта оболочка могла
выдержать любое, самое страшное давление, а за ней, далеко на юг, простирались
благодатные страны. Там царил Золотой Век, и никто не мог даже представить
себе, что в Северной Пустыне ежедневно гибнут целые племена, что люди там
поклоняются мечу и исповедуют заповедь "убей первым".
И вот в ХVIII столетии произошла катастрофа. Паровой котел взорвался, и
страшная взрывная волна покатилась по цветущим полям Золотого Века.
Предпосылки крестовых походов, и их характер
Крестовые походы
представляли собой захватнические войны западноевропейских феодалов в странах
Восточного Средиземноморья, продолжавшиеся почти два столетия — с 1096 по 1270 г. Их организаторо ...
Отделение города от деревни
Таким образом, к
X—XI вв. в Европе появились все необходимые условия для отделения ремесла от
сельского хозяйства. В процессе отделения от сельского хозяйства ремесло —
мелкое промышлен ...
Реформа римского права
В правление
Юстиниана была проведена реформа римского права. Коренные изменения
социально-экономических отношений требовали переработки старых правовых норм,
препятствовавших дальнейшему прогрессу ...