Когда-то давно, шесть тысяч лет назад, равнина
Двуречья была страной непроходимых, заросших тростником болот. В период разлива
две большие реки, Тигр и Евфрат, полностью заливали эту равнину, и над водой
выступали лишь кроны высоких пальм.
Двуречье было необитаемо – здесь не могли жить люди, и лишь по краям долины, в
предгорьях, ютились маленькие деревеньки первых земледельцев. На берегах ручьев
крестьяне выращивали рожь и пшеницу, а на склонах гор пасли овец и коз. Четыре
или пять тысячелетий над предгорьями сияло солнце Золотого Века, и пахарь мирно
трудился на своей ниве под пение жаворонка. Но, в конце концов, пришло время
невзгод: земледельческие деревни разрослись, и поля уже не могли прокормить
крестьян; начались распри из-за земли, и проигравшие были вынуждены уходить
куда глаза глядят, на болотистую равнину. Вероятно, именно такая судьба
побежденных досталась народу шумеров – «черноголовых», как они себя называли
впоследствии. В V тысячелетии до нашей эры среди болот появились первые
шумерские деревни: десяток крытых тростником хижин и крохотное святилище на
насыпном холмике. Чтобы отвоевать у болот пашню, шумерам приходилось рыть
осушительные канавы и насыпать дамбы – создавать первые ирригационные системы.
Это был тяжелый и долгий труд, однако результаты превзошли все ожидания –
орошаемые поля давали удивительные, сказочные урожаи: брошенное в землю зерно
приносило 60 зерен. К шумерам вернулся Золотой Век, и они принялись освобождать
от водяного плена свою новую родину.
Деревни шумеров жили той же жизнью, что и крестьянские общины других стран
Южной Азии. Пока земли было достаточно, общинники вместе осушали поля, вместе
пахали и вместе собирали урожай. Эти унаследованные от охотников древние обычаи
коллективизма не вызывали сомнений во времена благополучия и достатка, когда
хватало всем и все были сыты.
Но постепенно община разрослась, и в неурожайные годы стала ощущаться нехватка
хлеба. Крестьяне стали задумываться над своей жизнью, и лучшие работники стали
говорить, что при совместной работе многие ленятся. "Если трудиться
сообща, то работа будет двигаться медленно, – говорит китайский трактат, –
найдутся такие, кто будет работать не в полную силу.
Если же разделить землю, то работа пойдет быстрее и ленящихся не будет".
Действительно, ведь пахать землю – это не охотиться загоном, здесь можно
работать и одному – и всё, что ты вырастишь, будет твоим, "каждому – по
труду его". Поля были поделены между семьями на одинаковые участки, но,
чтобы сохранить справедливость, эти участки время от времени переделялись.
"Тучными землями не разрешалось радоваться кому-то одному, от плохих
земель не разрешалось страдать кому-то одному, поэтому раз в три года
обменивали поля и жилища". Родовому храму было выделено большое поле, и
общинники обрабатывали его сообща; зерно с этого поля хранилось про запас и выдавалось
нуждающимся; им кормились жившие при храме ремесленники и жрецы; из него варили
пиво для родовых празднеств. Со временем земля храма тоже стала делиться на
наделы: с одного надела урожай шел жрецу, с другого – ремесленнику, с третьего
– про запас.
Между тем, время шло, население возрастало и после каждого передела участки
мельчали. Малодетные семьи стали возражать против переделов; они требовали
закрепить наделы за хозяевами с тем, чтобы глава семьи сам делил свой участок
между сыновьями.
Постепенно переделы прекратились: земля превратилась в ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ.
Появление Частной Собственности открыло дорогу к великим переменам в жизни
людей. Родовая община распалась на семьи, и семьи отгородились друг от друга
глухими заборами. На смену прежней общности жен и свободной любви пришла
суровая семейная мораль.
После изобретения плуга семью кормил пахарь-мужчина, поэтому он стал хозяином и
господином; женщина постепенно превратилась в служанку и собственность. В одних
семьях детей было мало, в других – много, и после разделов отцовской земли
участки получались неодинаковыми. В общине появились бедные и богатые. Бедняки
не могли кормиться со своих крохотных наделов, они брали зерно в долг у богатых
соседей – так появилось ростовщичество. Несостоятельные должники, в конце
концов, продавали свою землю заимодавцам и искали пропитания как могли.
Многие из них шли работать в храм; храмовые земли теперь возделывались рабочими
отрядами из обедневших общинников и чужаков-пришельцев. Некоторые арендовали
землю у зажиточных соседей, другие пытались прокормиться ремеслом, становились
гончарами или ткачами. В селах появились ремесленные кварталы и рынки, где
ремесленники обменивали свои товары на хлеб. Разросшиеся поселки превращались в
многолюдные города – и вместе с этим превращением менялся облик эпохи. На смену
тихим деревням Золотого Века приходил новый мир – мир городов, в котором
соседствовали богатство и бедность, добро и зло, ненависть и любовь. Философы
XX века назовут этот мир БУРЖУАЗНЫМ ОБЩЕСТВОМ.
Итальянская мануфактура XIV—XV вв.
Итальянская
мануфактура XIV—XV вв. была раннекапиталистическим предприятием.
Предприниматели в ту эпоху не имели достаточно средств для новой организации
капиталистического производства, поэт ...
Возникновение единого немецкого раннефеодального государства
Однако, несмотря на
сепаратизм герцогов, в Германии в это время существовали уже объективные
предпосылки для усиления королевской власти. В первую очередь, они коренились в
незавершенности процесса ...
Особенности социального развития класса феодалов
Под воздействием
товарно-денежных отношений различия, существовавшие со времен нормандского
завоевания между крупными феодалами — баронами и мелкими — рыцарями, в XIII в.
еще более углу ...