Крестьянские движения в XV в.

Уже в первой половине XV в., особенно со времени гуситских войн в Чехии, немецкие крестьяне, на которых, по словам Ф. Энгельса, «ложилась своей тяжестью вся общественная пирамида: князья, чиновники, дворянство, попы, патриции и бюргеры», стали переходить к активным революционным действиям.

После того как крестовые походы против гуситов (1420—1431), организованные германским императором и римским папой, закончились крахом и революционная чешская армия таборитов, основную силу которой составляли крестьянские массы, вышла за пределы Чехии и проникла в Баварию, Австрию, Силезию и Венгрию, начались революционные выступления крестьян в разных частях Германии. Так, в 1431 г. произошло крупное восстание крестьян в районе Бориса, направленное против феодалов и ростовщиков и вызвавшее большую тревогу у князей и городской аристократии.

Участники происходившего тогда в Базеле церковного собора с большой тревогой указывали, что волнения немецких крестьян, готовых перейти на сторону чехов, составляют угрозу власти князей и самому существованию империи.

В конце 30-х и в 40-х годах XV в. юго-западные земли Германии подверглись нашествию наемных вооруженных банд «арманьяков», состоявших на службе французского короля. Желая присоединить к своим владениям юго-западные рейнские земли, король Карл VII направил их туда под предводительством дофина (будущего короля Людовика XI). Арманьяки разоряли немецкие земли, совершали грабежи, поджоги и убийства. Немецкие князья и феодалы, так же как и германский император, помогали им, надеясь таким путем подавить сопротивление крестьян и покончить с нарастанием оппозиции в городах.

Однако чужеземные захватчики встретили энергичный отпор со стороны народных масс и прежде всего крестьянства. Призывая к общей борьбе с иноземными захватчиками и грабителями, крестьянские отряды выступали под своим знаменем, на котором рядом с изображением богородицы был нарисован крестьянский башмак с длинными шнурами.

Знамя «Башмака», поднятое впервые во время борьбы с арманьяками, стало затем символом, призывающим крестьян к борьбе против феодалов и князей.

В 1460 г. под знаменем «Башмака» восстали крестьяне земли Гегау в Юго-Западной Германии. В 1493 г. в Эльзасе был раскрыт заговор, подготовленный тайным союзом, в который входили крестьяне и горожане. План участников заговора заключался в том, чтобы, захватив город Шлеттштадт, поднять знамя «Башмака», которое, как они были уверены, привлечет в их ряды массы простого народа. После захвата власти члены союза намеревались внести ряд изменений в судопроизводство, упразднить часть княжеских налогов и поборов и ликвидировать ростовщичество. 

Смотрите также

Экономическое развитие Англии в XIII в.
В XIII в. в Англии совершенствуется земледелие, повсеместно утверждается трехполье. Расчистка леса и осушение болот привели к увеличению площади культивируемой земли и пастбищ; повысилась урожайнос ...

Широкое понимание сущности феодализма
Наряду с разными вариантами политико-юридической трактовки феодализма в современной буржуазной историографии существует и более широкое его понимание. Его продолжают развивать последователи М. Блок ...

Римская республика. Арнольд Брешианский
По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Поскольку ее государь был одновременно главой католической церкви, а Рим — ее организационным и идеологиче ...