Не так-то легко назвать человека братом и вручить
ему свою жизнь. «Братья», мужчины рода, должны быть смелыми, выносливыми и
сильными, должны быть настоящими товарищами на охоте и в бою. Они составляли
ядро рода, «мужской союз» с его суровыми, таинственными обрядами. Вступить в
этот союз, стать «братом» и полноправным мужчиной было дано не каждому, и
подрастающих юношей ждал тяжелейший жизненный экзамен – инициация.
"Свожу-ка я каждого своего сына в лес, узнаю, к чему они способны", –
говорит отец в русской сказке. Инициации обычно проводились в лесу, в особой
хижине, внутри увенчанного черепами частокола. Из этой хижины суждено было
вернуться не всякому, вход в неё изображал пасть чудовища, и вырваться из этой
пасти могли лишь настоящие мужчины. Во время испытаний им запрещалось кричать,
но всё же многие путешественники по Океании с ужасом описывали вопли,
раздававшиеся из этой хижины. "Видимым символом такого посвящения является
рассечение кожи спины от шеи вниз", – рассказывал один из очевидцев.
Иногда под кожу пропускали ремни, на которых мальчиков подвешивали. В раны
втирали перец, передние зубы выбивали, чтобы "придать лицу сходство с
дождевыми тучами". Ногтями протыкали отверстие в носовой перегородке,
потом заставляли танцевать на углях и обмазывали тело известью, чтобы оно имело
вид трупа, проглоченного чудовищем.
"Тятенька, теперь прощай, я не ваш! – говорит мальчик, уводимый на
инициацию. – Я теперь к чуду лесному отправляюсь на пожирание!". Женщины
ложились лицом вниз и испускали крики отчаяния: некоторым юношам,
действительно, не суждено было вернуться. У австралийцев ещё сохранились
свидетельства тех времен, когда слабых убивали; другие погибали от ран. Трупы
погибших рассекали, мальчиков заставляли проползти под ними, ослепляли с
помощью перца и заставляли молчать. Перенесшие все это назывались у ариев
"дваждырождёнными", что почти соответствовало действительности.
После окончания испытаний приходил черед тайной науки. Юношей учили обычаям
рода, передаваемым по наследству охотничьим навыкам, "языку зверей".
Они становились мужчинами-охотниками, но не могли жить вместе с родом, пока не
женятся, не приведут в род женщину. Юноши-холостяки жили в "мужских
домах" в глубине леса, сами охотились и сами готовили пищу. Это было
продолжением жизненной школы – этап, на котором они должны были приобрести самостоятельность;
лишь в случаях крайней необходимости им разрешалось красть продукты в роду.
Фольклор сохранил множество воспоминаний об этих разбойниках, "семи
богатырях", живущих в лесу. Сохранились и описания современных
"мужских домов" в Океании: "Дом этот стоит на столбах; некоторые
столбы вырезаны в виде мужских и женских фигур. Бревно, по которому забирались
к входной двери, также представляло обнажённую мужскую фигуру. Входные двери
были занавешены, чтобы ни одна женщина не могла заглянуть в глубь дома… и не
подвергалась, таким образом, смерти".
Женщинам запрещалось подходить к мужскому дому, но в то же время там часто
можно было видеть девушку, "Василису Прекрасную", живущую с
"семью богатырями". Эта девушка принадлежала обычно к тому же роду, и
ее отношения с "братьями" носили особый характер: она считалась для
них не женой, а сестрой, и появлявшихся у нее детей сразу убивали. Холостяки
должны были найти себе жен из других родов – таков был древний закон экзогамии,
унаследованный людьми от их предков. В поисках невест юноши устраивали любовные
экспедиции, которые в Океании назывались "улатиле": они
прокрадывались к стоянкам другого рода и долго выжидали момента для знакомства.
Девушки отвечали им взаимностью и иногда сами, тайком от матерей, группами
приходили к стоянкам холостяков.
Эти экспедиции были не вполне безопасны, особенно для юношей, ведь отношения
между родами зачастую были враждебными. Любовные игры в кустах иногда
прерывались нападениями отцов и братьев девушек. Иногда холостяки "умыкали"
невест. Однако обычно дело решалось мирно, путем обмена: кто-нибудь из братьев
похищенной невесты отвечал тем же и брал себе в жены сестру похитителя. И вот,
приведя в стойбище свою невесту, "дваждырождённый" юноша, наконец,
становился настоящим мужчиной, братом всех мужчин стойбища. Время обучения и
испытания заканчивалось, и впереди открывалась новая жизнь, жизнь воина и
охотника, хозяина лесов и степей.
Политическая борьба в XIV в.
В этих условиях
проводимая королевской властью политика централизации не могла иметь прочных
успехов. Крупные феодалы выступали против короля и навязывали ему свою волю.
Внутренняя борьба переплета ...
Рост городов в разных областях Западной Европы
Раньше всего — в IX
в. — города как центры ремесла и торговли появились в Италии (Венеция, Генуя,
Пиза, Флоренция, Бари, Неаполь, Амальфи); в X в. — на юге Франции (Марсель,
Арль, ...
Особая профессия менял, обмен одних денег на другие
Для обмена одних
денег на другие и установления ценности той или иной монеты выделилась особая
профессия менял. Менялы занимались не только разменными операциями, но и
переводами денежных сумм, из ...