Усиление польского влияния на Великое княжество Литовское, куда входили и украинские земли, особенно после распространения на последних польского государственного устройства, вызвало утверждение и польской геральдической системы. Однако этническая символика украинского народа сохранилась. Так, при образовании в 1471 году Киевского воеводства его символом вновь стало изображение архангела Михаила. Возрождались и древние эмблемы, берущие начало со времен удельных княжеств Чернигова и Переяслава. Следующий этап в становлении этнической символики украинского народа наметился во время Освободительной войны против гнета шляхетской Польши 1648 .1654 годов, которую возглавил Богдан Хмельницкий и в ходе которой возник общественно-политический центр. (Казаки, поселившиеся за Днепровскими порогами, строили небольшие деревянные укрепления – «городки» или «сечи». После их объединения и образовался центральный орган управления – Сечь Запорожская.) Украинское казачество отдавало предпочтение красному (малиновому) цвету, что подтверждает множество источников. (Хотя были знамена и других цветов.) К середине XVII века на Украине наиболее заметными были два типа гетмановских хоругвей: красная с изображением белого архистратига Михаила и (тоже красная) с изображением того или иного символа гетмана. В известной казачьей летописи украинского историка Самойла Величко отмечено, что с избранием Богдана Хмельницкого гетманом Украины ему вместе с булавой и войсковой печатью были вручены «хорогов королевская златописанная барзо красная; бунчук тоже велце модный з позлоцістою алкою i древцем». Исторический документ, таким образом, свидетельствует, что Богдан Хмельницкий создавал первое украинское государство и вел освободительную войну под красным знаменем. С красным знаменем он встречал и польских представителей под Переяславом зимой 1649 года. В 1655 году, по сообщению львовского регента Добешовского, в Варшаву Богдана Хмельницкого сопровождали в торжественном выезде «хоругвь новая красная» с изображением архангела Михаила, бунчук из белого конского волоса и белое знамя с вышитым изображением личного герба гетмана. Все это выражало идею: «Богдан Хмельницкий (личный герб) – гетман (бунчук) Украины (красная хоругвь с изображением архангела Михаила)». Символика Речи Посполитой уже не использовалась. Сохранившиеся описи казачьих знамен тоже говорят о приверженности запорожцев красному цвету. Имеются в виду знамена Киевского и Черниговского полков 1651 года, знамя последней Сечи, ликвидированной в 1775 году по приказу Екатерины II, знамена слободских казачьих полков – Сумского, Охтырского, Харьковского, Изюмского, Острогожского. Красное знамя, трансформировавшееся постепенно в малиновое, прочно вошло в устное народное творчество.
Гей там, на гopi Січ іде,
Малиновий стяг несе.
Эти строки из народной песни навеки запечатлели в памяти украинцев исторический символ Войска Запорожского, символ украинской государственности времен гетмана.
Архангелы в соответствии с христианскими представлениями – старшие ангелы, являющиеся бесплотными существами. Их назначение – служить единому Богу, воюя с его врагами, Михаил – один из архангелов, он – небесный «архистратиг», то есть верховный военачальник, полководец верных Богу ангелов и людей, победоносный антагонист дьявола. Образ Михаила считался покровителем князей и ратной славы. Правда, во времена польского владычества архангел Михаил был изображен на красном фоне с опущенными мечом и ножнами в знак покорности властелину. После воссоединения Украины с Россией в 1654 году постепенно изменяются назначение и роль казацкого войска. На него начинает оказывать сильное влияние русская армия со своими принципами организации. Все это не могло не отразиться и на боевых знаменах, на которых, кроме традиционных крестов, полумесяца, звезд на казачьих знаменах, начинают появляться изображения государственного российского герба – двуглавого орла, лики святых, казака с мушкетом. Преобладающим был малиновый, но встречались и голубые, зеленые, желтые цвета. Украинские и польские источники свидетельствуют о том, что среди знамен имелось немало и сине-желтых. Так, по описаниям польских хронистов, в Киеве и под Черниговом в 1651 году войско литовского князя Радзивилла захватило среди других шесть сине-желтых казацких знамен. Встречались и знамена из голубого холста разных оттенков с изображением гербов и святых. Позже, в XVIII веке были знамена желтые с белой каемкой, в Лубенском и Полтавском полках – сине-желтые. Известно, что кошевой Петр Калнышевский заказывал в 1763 году в Киеве новое полковое знамя для Сечи «желтое на блакитном канаваци» – такое же представлено в экспозиции днепропетровского исторического музея. И.Е. Репин, работая над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», использовал находящуюся в коллекции Эрмитажа большую казацкую хоругвь для морских походов. С одной ее стороны изображен двуглавый орел, с другой – корабль с запорожцами, Спаситель и архангел Михаил. Знаменитый русский филолог, академик Петербургской Академии наук Ф.Е. Корш пришел к следующему выводу: « .знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веяний, а отражают в себе известную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличия в Южной Руси (Малороссии) еще до времен великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы, согласно повелению императрицы Екатерины Великой. Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно – в ряде предметов материального искусства тех древних времен .».