е люди прониклись идеей мессианства, служения народу. Они верили в свои способности кратчайшим путем привести униженных и оскорбленных к счастью. Еще большую разрушительную силу русскому радикализму придал марксизм. Коммунистические идеи Платона, Мора, Бабефа, Кабэ и других К.Маркс объявил утопическими. Однако, так называемый "научный коммунизм" Маркса и Энгельса недалеко ушел от своего предшественника. Радикалы прочно усвоили призыв Карла Маркса ликвидировать собственников. В бедной России коммунистические идеи дележа поровну нашли широкий отклик у миллионов людей. Так, Н.Чернышевский43 ратовал за общинное владение землей, за организацию товариществ по совместной обработке земли. Н.Ишутин категорически выступал против частных фабрик. Во имя коммунистической идеи Н.Шелгунов, Н.Ишутин, С.Нечаев44 и другие были готовы снять три миллиона привилегированных голов, отказаться от семьи, убивать друзей, писать доносы. Якобы цель оправдывает средства. В действительности негодные средства делают цель недостижимой или существенно изменяют ее. Год от года руки революционеров все более покрывались кровью соотечественников. Суд над С.Нечаевым показал, что грань между революционной борьбой и терроризмом весьма условна. Призывая скорее разрушить старое общество, радикалы предусмотрительно умалчивали о порядках нового: производить больше, а потреблять меньше. Люди умственно развитые (элита) должны управлять большинством через надсмотрщиков. Планировались общие столовые, спальни. В конце 19 века коммунистические идеи на Западе подверглись резкой критике. Э.Бернштейн45 показал, что увеличивается количество мелких и средних предприятий, процветающих наряду с крупными. Растут средние слои, составляющие основу общества. Европа вступила в индустриальную стадию развития. Гражданское общество могло реально влиять на власть. Миллионы мелких собственников и акционеров поддерживали правительство. В России подобных условий не было. Нищета возрождала общинное сознание, уравнительный тип мышления. Сложились благоприятные условия для зарождения радикальных коммунистических партий. Первыми организационно оформились социалисты-революционеры (эсеры). Их программа декларировала обобществление средств производства, социализацию земли и республику. В практической деятельности эсеры не особенно придерживались программы и ориентировались преимущественно на террор. 12 августа 1906 года, пытаясь взорвать Н.Столыпина, террористы ранили его трехлетнего сына и четырнадцатилетнюю дочь. В этой якобы крестьянской партии ведущую роль играла интеллигенция: А.Гоц, М.Спиридонова, Б.Савинков. Социалисты-революционеры подчинили своему влиянию «трудовиков», то есть крестьян-депутатов Государственной думы. Фракция «трудовиков» добилась принудительного отчуждения всех частновладельческих земель и передачи их в государственный земельнфй фонд. Предполагалось, что органы местного самоуправления будут распределять земли между хозяевами по трудовой норме. Иными словами, хозяйству должны были выделять столько земли, сколько оно могло обработать, не прибегая к найму.Программа российской социал-демократии 1903 года предусматривала сосредоточение всей верховной власти в руках законодательного собрания; всеобщее избирательное право; неприкосновенность личности жилища; неограниченную свободу слова; право каждого лица преследовать в обычном порядке перед судом присяжных всякого чиновника; всеобщее вооружение народа46. В 1903 году от российской социал-демократии откололась группировка В.Ульянова47. Новый лидер пытался присвоить себе право делить демократов на подлинных и мнимых. Вспомним как теологи средневековья произвольно делили людей на истинно верующих христиан и подлых грешников, заложивших душу дьяволу. В.Ульянов наклеил ярлык предателя на Г.Плеханова48, Ю.Цедербаума (Мартова) и прочих несогласных с ним. В многочисленных статьях В.Ульянов выступал за свержение самодержавия и установление коммунизма. Такие авторитетные представители рабочих как Н.Полетаев, А.Бадаев не стали вождями большев