Изучение ментальности довольно прочно вошло в дискурс современной отечественной исторической науки, несмотря на то, что активная разработка данного направления началась в нашей стране лишь с начала 1990-х гг. Интерес к истории ментальностей тесно связан с поворотом в сторону антропологически ориентированной истории, который произошел в западной науке еще в 1960-е гг. и был обусловлен потребностью "вернуть" человека в историю, прислушаться к голосам ушедших поколений, понять их способы мышления и поведения.
Менталитет народа составная часть национальной культуры. Изучение народного менталитета необходимо для понимания взаимосвязи природы, истории, культуры и социума на определенной территории.
Сравнивая особенности национального характера Кубанского казачества и народов Западной Сибири, можно найти выход из существующих на данный момент внутригосударственных проблем России, связанных с большим процентом осёдлости коренного населения какой - либо географической общности и увеличить "прирост" иногородних, с целью улучшения демографического положения страны на генетическом уровне.
На менталитете западносибирского народа сильно отразилась суровость климата. Проживая на территории, где зима длится более полугода, сибиряки выработали в себе огромную силу воли, упорство в борьбе за выживание в условиях холодного климата. Низкая температура в течение большой части года повлияла и на их темперамент. Народы Сибири более меланхоличны, медлительны, чем жители Кубани. Важным же элементом казачьей нравственности было отношение к труду. Известно, что труд пользуется у кубанцев уважением, презирается леность, столь свойственная сибирякам. А жителям Сибири долгое время приходилось сохранять и аккумулировать свою энергию, необходимую для борьбы с холодом, что не требовалось кубанцам в силу их природных условий.
Суровые сибирские зимы оказали сильное влияние на традиции русского гостеприимства. Гостеприимство воспринимается не иначе как сама собою разумеющаяся обязанность. В кубанском казачестве гостеприимство также имеет место, но всё же мощным фактором поддержки и культивации сословной ментальности казачества было своеобразное противостояние с иногородним населением. Сословное самосознание и самовыражение основывалось на гордости за принадлежность к военному сословию и пренебрежительном отношении к неказакам. Сибирякам же был чужд дух враждебности и соперничества.
Среди нравственных ценностей казаков важнейшее место отводилось воинским ценностям. Сила, храбрость, непокорность, полководческий талант были возведены в ранг моральных добродетелей. А в силу суровости и скупости природы северянин научился быть терпеливым и послушным. Осмотрительность, наблюдательность, вдумчивость, сосредоточенность и созерцательность это те качества, которые были воспитаны в русской душе российскими ландшафтами. Но национализм, расчетливый и прагматичный подход к жизни не всегда помогал великороссу, так как своенравие климата порой обманывает самые скромные ожидания. И, привыкнув к этим обманам, человек предпочитает порой выбрать самое, что ни на есть безнадежное решение, противопоставляя капризу природы каприз собственной отваги. Эту наклонность "дразнить счастье", "играть в удачу" В.О. Ключевский назвал "великорусским авосем", что так не свойственно расчётливости действий кубанских казаков, привыкших действовать лишь "по плану".
В формировании сословной ментальности значительную роль играли семья, воспитание и образование. Отличительной особенностью воспитательного процесса в казачьей среде являлись общественный контроль и общественные соционормативы. В казачьих войсках воспитание подрастающего поколения было под строгим контролем всего общества. Данная особенность - общественный контроль и большое значение общественных соционормативов играли важную роль в казачьем обществе. Молодой казак должен был быть способным нести службу, обеспечивать семью и участвовать в жизни общины "не хуже других". Казачка - достойно исполнять женские обязанности в семье. И казак, и казачка не должны были нарушать правила общинной жизни. Дети рано начинали работать. Воспитание в казачьих семьях по обычаю было строгим. Детей ограничивали, принуждали, наказывали. Такое воспитание должно было внушить детям дисциплину и чувство иерархии, оно было одним их способов внушить уважение к ценностям. Одновременно строгость должна было подготовить их к перенесению жизненных тягот. В Сибири наблюдается противоположный процесс - в воспитании отсутствует грубость и строгая мера наказания, в процессе воспитания учитывается в основном пример матери отца. При обращении к ним используются ласковые прозвища. За хорошо выполненную работу дети всегда поощряются устной похвалой или одобрительным взглядом. В качестве поощрения детям дают пользоваться орудиями взрослых и всячески подчеркивают отношение к ним как ко взрослым. С самых малых лет в ребенке воспитывают самостоятельность, контроль за ним ненавязчив и незаметен. В воспитательном процессе отсутствуют грубые принудительные методы, физические наказания не приняты, за исключением, конечно, каких-то очень серьезных проступков.