ВВЕДЕНИЕ
Около пяти тысячелетий назад на юге Балканского полуострова и окружающих его островах в восточном Средиземноморье зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества, - культура древних греков (эллинов). Греция никогда не стремилась к господству в мире, ее жители принимали участие лишь в немногих исторических сражениях, и мало кто из греческих полководцев сумел снискать великую славу. Более двух последних тысячелетий этот народ находился под властью иноземных завоевателей, и лишь полтора века назад Греция вновь обрела независимость и появилась на карте как самостоятельное государство.
Казалось бы, Греция в прошлом ничем не отличалась от своих соседей - ни особой политической ролью, ни какими-либо исключительными природными условиями. Однако именно здесь два с половиной тысячелетия назад культура достигла такого расцвета, который долгие века оказался недосягаемым другим более поздним государствам.
Эта страна играла особую роль на политической и экономической карте того времени. Ее внутренняя экономическая система и внешние экономические связи заслуживают детального изучения и могут быть интересны с точки зрения современной экономики.
Основная цель данного реферата - рассмотреть модели экономического развития Древней Греции.
Задачи данного реферата:
· охарактеризовать государственно-политическое устройство Древней Греции;
· указать особенности развития экономической мысли Древней Греции;
· проанализировать значимость экономической мысли Древней Греции.
1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Экономические взгляды Ксенофонта (430- 355 г. до н.э.) - ученика известного древнегреческого философа Сократа - изложены в работе «Домострой», подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства. Он характеризовал домоводство как науку о ведении и обогащении хозяйства. Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия. Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей. К ремеслам и торговле Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.
«Домострой» содержал многочисленные советы рабовладельцам в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство хозяйством, эксплуатация рабов. Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов, с которыми необходимо обращаться как с животными.
Ксенофонт стал одним из первых среди мыслителей древности, который уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком [1, с. 87].
Экономические идеи занимали значительное место в сочинениях древнегреческого философа Платона (427-347 гг. до н.э.). Наиболее известна его работа «Политика или государство». Социально-экономическая концепция Платона получила концентрированное выражение в проекте идеального государства. Платон рассматривал государство как сообщество людей, порожденное самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления государства на две части: на богатых и бедных.
Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация - как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки.