Казахстан в предвоенный период
Страница 4

В конце 1940 г. возникла система государственных трудовых резервов. Возросла трудовая и политическая активность женщин, которые в 1940 г. составляли среди рабочих крупной промышленности 26,1%. Началось массовое движение женщин за овладение мужскими профессиями. Первыми среди женщин врубмашинистом в Карагандинском угольном бассейне стала М.Д. Рогозина, машинистом электровоза – Р. Букурова, старшим оператором нефтепромысла Байчунас – Б. Доспаева и т.д.

Накануне войны в народном хозяйстве трудились свыше 11 тысяч инженеров и техников. Широкое развитие получили скоростные методы труда, многостаночное обслуживание и совмещение профессий, движение рационализаторов и изобретателей, общественные смотры использования оборудования и т.д.

В предвоенные годы получили развитие скоростные стройки. К началу 1940 г. менее чем за 9 месяцев методом народной стройки была построена магистраль Акмолинск – Карталы протяжённостью 806 км. Она пересекла обширную территорию Карагандинской, Северо – Казахстанкой, Кустанайской областей, связала промышленные районы Центрального Казахстана с югом Урала. Строительство дороги имело огромное народнохозяйственное и оборонное значение. На 500 км. сократились перевозки угля из Караганды в Магнитогорск. Такими же темпами сооружались и другие магистрали: Гурьев-Кандагач, Кандагач-Орск, шоссейные и гравийные дороги: «Восточное кольцо» (806км.) в Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областях, а также магистрали Алма-Ата – Сары-Озек, Джамбул-Алакуль и др. Было построено 2 681 км. Вместе с тем, широкое развитие получило использование труда спецпереселенцев и заключённых. Валовая продукция промышленности республики увеличилось на 57,3% (по стране в целом – на 45%). Капиталовложения в промышленность, транспорт и связь КазССР за 3,5 года третьей пятилетки составили 3,1 млрд. рублей. Строительство Чимкентского свинцового, Балхашского медеплавильного, Лениногорского, Зыряновского полиметаллических заводов, медеплавильного комбината, Ачисайского, Коунрадского рудников превратили цветную металлургию в ведущую отрасль промышленности Казахстана. Успешно шло строительство Актюбинского завода ферросплавов, Текелийского полиметаллургического, Джезказганского медеплавильного комбинатов.

Высокими темпами развивались химическая промышленность, радиовещание и радиофикация. В итоге довоенных пятилеток Казахская ССР стала одним из развитых индустриальных регионов СССР на востоке. По производству свинца Казахстан занимал первое место в Союзе, по добыче нефти и угля – третье место, по химической промышленности – шестое.

В 1940 г. в республике действовали 2 580 крупных предприятий, почти все они были построены за годы Советской власти. По сравнению с 1913 г. валовая продукция всей индустрии в 1940 г. увеличилась в 7,9 раза, в том числе крупной в 19,5 раза.

Соотношение продукции промышленности и сельского хозяйства (в %)

Отрасли народного хозяйства

Годы

1920

1937

1939

Промышленность

6,3

56,8

58,9

Сельское хозяйство

93,7

42,2

41,1

Ежегодный прирост валовой продукции, составляющий по СССР 13,2%, в Казазхской ССР достиг 19%. В 1940 г. в Казахской ССР добывалось 4,2% общесоюзной добычи угля, 2,2% нефти, выплавлялись 87% свинца, 21% черновой меди.

В предвоенные годы в основном сложился промышленный сырьевой регион Центрального Казахстана. Угольная Караганда, рудники и заводы цветной металлургии Джезказгана и Балхаша надежно снабжали рудой, металлом, углём промышленный комплекс южного Урала. Рудный Алтай как бы стыковался с индустриальным комплексом Сибири. «Треугольник» Урал – Казахстан – Сибирь занимал ведущее положение в СССР по производству цинка, свинца, молибдена и других стратегических металлов. Эмба, по существу, являлась частью новой нефтяной базы «Второе Баку». Создаваемые между Волгой и Уралом железные дороги, протяжённостью в 581 км. где трети из которых сроились в годы Советской власти, соединяли крупные промышленные центры страны и республики.

Страницы: 1 2 3 4 5