Договор купли–продажи был очень распространен ввиду существования частной собственности на движимое и недвижимое имущество; продажа ценных предметов осуществлялась в письменной форме при свидетелях; продавцом мог быть только собственник вещи.
Вавилония в Х—VII вв. до н. э. В конце VII в. до н. э., после распада Ассирийской державы, политическая гегемония в Передней Азии вновь (почти через тысячу лет) переходит к Вавилону. Важнейшей особенностью внутриполитической жизни Вавилонии первой половины I тысячелетия до н. э. является процесс дальнейшей дифференциации среди свободной части населения, делившегося на богатых и бедных. Привилегированное сословие, к которому принадлежали крупные рабовладельцы, купцы, ростовщики и т. п., добивается создания своей особой политической организации в виде ряда самоуправляющихся городов. Крупнейшим из таких городов был Вавилон.
Вавилония в Х—VII вв. до н. э. оставалась богатой и населённой страной, а город Вавилон сохранял свое значение важнейшего торгового и ремесленного центра Передней Азии. Но политическое его значение было невелико. Он стал объектом захватнических устремлений правящих классов других государств.
Основателем Ново-Вавилонского царства был Набопаласар. По данным греческих авторов, и он был первоначально полководцем на ассирийской службе, возможно — наместником юга Вавилонии или номинальным царём. Начало царствования Набопаласара падает на 626 г. до н. э., и вскоре Вавилония стала, по-видимому, уже независимой от Ассирии.
Набопаласар умер в 604 г., вскоре после решающей победы над остатками ассирийских войск и их египетскими союзниками, одержанной под Каркемишем царевичем Навуходоносором (Набукудурриусуром), который в том же году вступил на престол. Города Вавилонии
Политическими и экономическими центрами Вавилонии этого времени являлись крупные города — Вавилон, Сиппар, Ниппур, Урук и др.
Клинописные источники I тысячелетия до н. э. различают “царские города” — административные центры — и самоуправляющиеся города, обладающие рядом привилегий. Крупнейшие вавилонские города носили теперь торгово-ремесленный характер, что видно по содержанию деловых документов этого времени: если в старовавилонский и касситский периоды большинство документов имело отношение к купле-продаже земли, аренде, найму сельскохозяйственных работников, займу посевного зерна и т. п., то большинство документов нововавилонского времени относится к денежным операциям, к покупке городских участков, торговле и ремеслу. За время ассирийского владычества рабовладельческое производство заметно расширилось, значительно повысилась его товарность и увеличилась роль обмена. Количество рабов в частных хозяйствах достигало иногда нескольких сотен человек. Стоимость серебра понизилась, и увеличилось его количество в обороте при соответствующем росте цен. Известны попытки создания монеты. Вавилония издавна славилась высокоразвитым ремеслом; она играла роль посредствующего звена в торговле между Сирией и Ираном, Индией и Южной Аравией. Теперь эта роль Вавилонии особенно усилилась после уничтожения её ассирийских конкурентов.
Крупные города Вавилонии управлялись советом старейшин, главным образом из числа жрецов, во главе с верховным жрецом (в Сиппаре) или с храмовым экономом (в Уруке). Совет старейшин обладал судебными и административными функциями.
Положение рабов и рядовых свободных
Хозяйственная деятельность рабовладельцев привилегированных городов была разнообразна. Наряду с тем, что они получали доходы от наследственных храмовых должностей, которые теперь многие из них занимали только для того, чтобы числиться и составе жречества и пользоваться соответствующими привилегиями, они являлись также владельцами лавок, меняльно-ростовщических контор, сановниками, организаторами караванной торговли, хозяевами публичных домов, скупщиками залогов по долгам (земли, рабов), а также самих долговых обязательств, скупщиками рабов, земли и даже каналов и водоёмов, которые нередко теперь находились в частной собственности. Немалое значение имела эксплуатация рабов-ремесленников. Рабы эти находятся теперь на особом положении. Как правило, они имели ремесленную мастерскую, торговую лавку и т. п. и вели самостоятельную хозяйственную деятельность; у них были фактически признаваемые семьи, они имели право вступать в сделки со свободными и между собой и т. д. Своему господину они были обязаны уплачивать годовую “дань”, равную обычно 1/5, их цены как раба, а также проценты с выручки от торговых дел. Однако в таком положении находились только городские рабы-ремесленники.