Развитие торговли по русским рекам привело к возникновению городов, таких как Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, Полоцк. Такие города становились торговыми центрами, а поскольку товар надо было защищать, то там скапливались свободные и сильные войны (витязи), из которых собиралась дружина, обычно возглавляемая конунгом-варягом. Дружинники иногда сами вели торговлю, иногда нанимались охранять купцов, а нередко захватывали власть в городе. Поскольку городу принадлежала и некоторая территория вокруг (волость), то, в таком случае, образовывалось небольшое княжество. Иногда такая власть возникала у славян и без конунга.
Образование городов привело к новой трансформации общины. Теперь свободные люди из общины шли в город и создавали там новые сообщества (по роду своей деятельности), создавались общественные классы в нашем смысле слова. Вскоре делать продукт только для себя стало невыгодно, стал образовываться излишек. Его отвозили обменивать, а с появлением денег, на продажу. Вместо натурального хозяйства появилось денежное.
Так постепенно изменялся тип жизни наших предков. Из патриархального родового и племенного быта славяне понемногу переходили к общинному устройству и соединялись под влиянием главных "старейших" городов в волости или княжества, в которых объединяли людей уже не родственные отношения, а гражданские и государственные. С течением времени отдельные городские и племенные волости и княжества собрались вместе и объединились под одною государственною властью. Тогда началось единое Русское государство.
Глава III.
У славян господствовала переложная (в лесостепях) и подсечно-огневая (в лесах) системы земледелия.
При ПЕРЕЛОЖНОЙ системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до истощения. После этого участок забрасывали на 2 - 4 года, вплоть до полного восстановления травяного покрова. При лесном перелоге земля отдыхала 10-15 лет.
ПОДСЕЧНО-ОГНЕВАЯ система названа так потому, что деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Тем самым создавалась благодатная почва, ведь зола - отличное удобрение. Как и при переложной системе, участок использовали до истощения, а потом бросали и расчищали новый. Настоящей пахоты не велось - землю лишь рыхли ли. Такая организация земледелия вынуждала славян время от времени переходить на новые участки, что делало неизбежным освоение все более отдаленных земель. Лишь в VIII веке в степных и лесостепных районах наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. В лесной полосе подсека господствовала вплоть до XIII века.
Основными сельскохозяйственными культурами были у славян пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место.
Также славяне занимались охотой, скотоводством, рыболовством, бортничеством, у них были развиты некоторые ремесла, такие как гончарное ремесло и кузнечное ремесло (у восточных славян). В кузнечном ремесле использовалась болотная руда, в изобилии находившаяся в болотах. Она легко добывалась и плавилась, но была хрупкой.
Заселив леса и лесостепи, восточные славяне не оставили без внимания и лесные богатства. Охота и бортничество (сбор меда и воска диких пчел) требовали труда и терпения не меньше, чем обработка земли. В лесу надо было устраивать и поддерживать охотничьи ловушки и борти (дупла для пчел). И лес исправно снабжал людей пушниной, мёдом и воском.
Политический строй древних славян – военная демократия. Народ непосредственно участвовал в управлении государством с помощью народного собрания или вече. Во главе союза племён стоял князь. Он опирался на дружину, причём в дружине он был лишь первым среди равных. Также князь не мог ничего сделать без согласия вече или совета старейшин. Само слово “князь” взято из немецкого языка, где оно означало военного руководителя.