ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению возникновения и рассмотрения законодательных актов одной из варварских правд – Салическая правда, которая является крупнейшим памятником франкских народов. Статьи Салической правды дошли до нас в большом количестве и практически не утратили своего первоначального значения.
При рассмотрении Салической правды, необходимо остановиться на таких главах самой Салической правды, как право собственности по Салической правде. Общинная собственность. Аллод. Судопроизводство по Салической правде. Система доказательств. Ордалии. Система преступлений и система наказаний по Салической правде. Кроме этого необходимо рассмотреть вопрос о возникновении Салической правды. Социальной структуре франков по Салической правде.
1. История создания Салической правды
“Варварскими правдами” называют обыкновенно раннефеодальные юридические кодификации германских народов – записи их обычного права. Наиболее известна Салическая правда (по точному названию – “Салический закон” – Lex Salica). Временем ее возникновения принято считать конец V столетия – момент расселения франков на завоеванных землях бывшей Римской провинции Галии и принятия христианства. Юридические обычаи, зафиксированные в Салической правде, касаются главным образом жизни и быта обыкновенной франкской деревни.
Русская наука именует их не “законами” (Lex), а правдами по аналоги с нашим национальным памятником раннефеодального права – Русской правдой.
Судебник “Салическая правда” – важнейший источник сведений о жизни и нравах франков.
2. Социальная структура франков по СП.
Государство франков прошло в своем развитии два основных периода (с конца V до VII в. и с VIII по середину IX в.). Рубеж, разделяющий эти периоды, характеризуется не только сменой правящих династий (на смену Меровингам пришли Каролинги). Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского общества, в ходе которой постепенно складывалось собственно феодальное государство в форме сеньориальной монархии.
Во втором периоде в основном завершается создание крупной феодальной земельной собственности, двух основных классов феодального общества: замкнутого, иерархически соподчиненного, связанного вассально-ленными узами класса феодалов, с одной стороны, и эксплуатируемого им зависимого крестьянства — с другой. На смену относительной централизации раннефеодального государства приходит феодальная раздробленность.
В V—VI вв. у франков сохранились еще общинные, родовые связи, отношение эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сформировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига.
Наиболее ярко социально-классовые различия в раннеклассовом обществе франков, как свидетельствует Салическая правда, правовой памятник франков, относящийся к V в. проявлялись в положении рабов. Рабский труд, однако, не получил широкого распространения. Раб в отличие от свободного общинника-франка считался вещью. Его кража приравнивалась к краже животного. Брак раба со свободным влек за собой потерю последним свободы.
Салическая правда указывает также на наличие у франков Других социальных групп: служилая знать, свободные франки (общинники) и полусвободные литы. Различия междуними были не столько экономическими, сколько социально-правовыми. Они были связаны главным образом с происхождением и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой это лицо принадлежало. Важным фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлежность к королевской службе, королевской Дружине, к складывающемуся государственному аппарату. Эти различия наиболее ярко выражались в системе денежных возмещении, которые служили охране жизни, имущественных и иных прав отдельных лиц.
Наряду с рабами существовала особая категория лиц — полусвободные литы, жизнь которых оценивалась половиной вергельда свободного, в 100 солидов. Лит, представлял собой неполноправного жителя общины франков, находящегося в личной и материальной зависимости от своего господина. Литы, могли вступать в договорные отношения, отстаивать свои интересы в суде, участвовать в военных походах вместе со своим господином. Лит, как и раб, мог быть освобожден своим господином, у которого, однако, оставалось его имущество. За преступление литу полагалось, как правило, то же наказание, что и рабу, например смертная казнь за похищение свободного человека.