Имеется несколько чугунных, гранитных и старинных мраморных памятников с надписями на церковнославянском, немецком и польском языках.
Из произведений скульптуры имеется много новых бронзовых, чугунных и мраморных памятников: бюсты, головы, горельефы и барельефы на гранитных, мраморных или бетонных пьедесталах. Их создали известные московские и орловские скульпторы Ю.Нерода, В.Болотов, В.Басарев, Л.Бугай, В.Свеженцев, В.Потапин, М.Глушенко и другие.
Вместе с новыми послевоенными мемориалами Троицкий некрополь Орла представляет собой комплексный историко-архитектурный памятник, ценное культурное наследие Отечества. По своему содержанию и значению — это музей под открытым небом, в котором сосредоточены единственные в своём роде мемориальные сооружения. И нужно помнить, как завещание, слова великого А.С.Пушкина:
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
На всех известных нам планах и чертежах Орла обозначены три самых древних архитектурных памятника города: церковь Богоявления, Главное народное училище и Городовой магистрат. Они находятся на широком мысу между реками Окой и Орликом, где возник и развивался исторический центр Орла.
Церковь Богоявления построена в 1641 году, её строителем, по преданию, был иерей Борис, в монашестве Боголеп. Это единственный в Орле памятник архитектуры XVII века, и уже по одному этому он представляет большую ценность. Орловская церковь Богоявления была построена в середине XVII столетия, когда в русской архитектуре широкое распространение получил стиль московского, или "нарышкинского" (по фамилии бояр Нарышкиных), барокко. Церковь Богоявления в Орле была построена одновременно со многими другими архитектурными сооружениями того времени в других городах (Москве, Ярославле, Великом Устюге, Истре); все они по праву считаются выдающимися памятниками русского зодчества.
При строительстве этой церкви в кирпичную кладку подкуполь-ных частей стен были вделаны глиняные горшки глубиной 50 см, которые являлись знаменитыми голосниками (резонаторами). Это замечательное изобретение русских каменных дел мастеров обеспечивало прекрасную акустику интерьера церкви. На Орловщине это был первый открытый случай их устройства.
В 1962 - 1964 годах действующая церковь была закрыта и началось её приспособление под детский кукольный театр. Высокое под-купольное пространства перекрыли нелепым потолком. Уникальная акустика церкви, конечно, пропала.
КОНЕЦ