В современной
буржуазной медиевистике нет единого понимания сущности феодализма. Подавляющее
большинство ученых придерживаются традиционной политико-юридической трактовки
этого термина. Часть из них смотрят на феодализм крайне узко, как на
вассально-ленную систему или даже только специфическую военную организацию,
возникновение и функционирование которой объясняется исключительно
потребностями военной защиты и не связано с развитием вотчины и даже
государства.
Наиболее типичны в
этом плане взгляды Ф. Гансхофа (Бельгия), Ф. Стентона (Англия), К.
Стефенсона, Р. С. Хойта, К. В. Холлистера (США). Феодализм они считают специфически западноевропейским явлением. Другая группа историков, видящих в феодализме политико-правовой институт, хотя также считает вассально-ленные связи главной характерной чертой феодального общества, трактует, однако, это понятие в духе «критического» направления, как форму государства. По мнению этих ученых, такая форма управления возникала в разное время у разных народов в результате военного завоевания или захвата власти узкой общественной группой в переходные периоды распада старых политических и экономических систем.
Феодализм, таким образом, рассматривается как временное средство оздоровления прогнившей системы, функционирующее, пока не сложится новая, более совершенная система. Феодализм для них — это не закономерный и прогрессивный этап в развитии общества, а лишь случайный результат политического развития. Наиболее отчетливо эта концепция выразилась в сборнике статей американских медиевистов «Феодализм в истории», изданном в 1956 г. под ред. Р. Кулборна. Близки к ней в своем большинстве и западногерманские историки, которые, однако, вносят в нее свои нюансы. Так, Г. Миттайс видит в феодализме «ленное государство», основанное на «ленном праве», социально никак не обусловленное и складывающееся там, где возникает потребность «политически организовать» обширное пространство при отсутствии развитых экономических связей.
Разделяющий эту точку зрения О. Бруннер особенно настойчиво подчеркивает, что могущество господствующего класса в «ленном государстве» целиком вытекало из политических функций его представителей и никак не было связано с их богатством, в том числе земельным. Сторонники такой государственно-правовой концепции феодализма допускают существование последнего не только в Западной Европе, но и в других регионах мира и даже пытаются рассматривать его в сравнительно историческом или типологическом плане (например, в упоминавшемся сборнике «Феодализм в истории»). Однако все они не считают феодализм обязательной всемирно-исторической стадией в развитии человечества.
Сиракузы
Александрия была столицей греческого Востока,
столицей мира, созданного великими победами Александра. Но, кроме Востока, был
ещё греческий Запад – мир заселённых греками островов и побережий з ...
Падение Западной Римской империи
Общие результаты
варварских завоеваний После ударов, нанесенных варварами Римской империи,
переживавшей глубокий кризис, и завоевания варварами ее провинций под властью
Рима осталась в сущности лиш ...
Широкое понимание сущности феодализма
Наряду с разными
вариантами политико-юридической трактовки феодализма в современной буржуазной
историографии существует и более широкое его понимание. Его продолжают
развивать последователи М. Блок ...