События четырехвековой давности вернулись на сцену
и замелькали перед глазами историков со скоростью киноленты. Снова дробились
крестьянские участки, снова обездоленные сыновья продавали последнее и уходили
в город, снова разрастались ремесленные посады и умирали на дорогах безработные
«иньминь». Огромные города вставали из пепла и впитывали в себя массы голодных
батраков. Одни из них становились ремесленниками или мелкими торговцами, другие
– «странствующими наёмными работниками», «лююн», третьих нанимали
предприимчивые купцы, железодобытчики и солепромышленники. «Могущественные
купеческие роды пользовались доходами от гор и морей посредством добычи
железной руды и выпаривания соли, – писал философ Фань Куан. – Одна семья
владела тысячью и более людей, в большинстве своём бродягами, покинувшими
родные места».
Торговые дома занимались также чеканкой монеты, ростовщичеством и скупкой
земель. "Они берут двойные проценты", – сообщает "История
Хань". "При неурожае крестьяне вынуждены брать в долг с
обязательством возместить его в двойном размере, – свидетельствует цензор Чао
Цо. – И вот есть такие, кто продает свои поля и жилища, своих сыновей и внуков,
чтобы рассчитаться с долгами". Кулаки и ростовщики скупали участки
разорившихся крестьян, от них не отставали и титулованные сановники,
стремившиеся вложить деньги в недвижимость. В деревне быстро разрастались поместья
богатеев. "У богатых поля тянулись одно за другим, а у бедняков не было
даже и столько земли, чтобы воткнуть шило… – говорил ханьский министр Дун
Чжун-шу. – Некоторые обрабатывали поля богатея-мироеда, внося арендную плату в
размере половины урожая, поэтому бедняки постоянно носили отрепья и питались
тем же, что и скотина…" Эта картина обнищания и всеобщей ненависти
дополнялась набегами гуннов. В конце III века обитавшие в степях Гоби гунны
объединились в мощный племенной союз и овладели всей восточной половиной
Великой Степи; они преодолели "стену в 10 тысяч ли" и постоянными
набегами опустошали Северный Китай.
Сжатие принимало облик смерти, приходившей с разных сторон, от голода и
варварских набегов, – и людям Поднебесной оставалось одно из двух: умереть или
сплотиться плечом к плечу в новой могущественной Империи.
Министры ханьских Сыновей Неба хорошо знали, что нужно делать – книги Шан Яна и
Хань Фэя лежали на столе у каждого. В 154 году первый министр Чао Цо предложил
лишить князей власти и утвердить императорское самодержавие. Семь вассальных
князей восстали и потребовали казни Чао Цо. Император испугался и отослал
князьям голову своего верного министра, но через месяц войска мятежников были
разгромлены, и проект Чао Цо был проведен в жизнь. Абсолютная власть стала
инструментом для строительства новой Империи. Страна была разделена на области
и уезды, в которые были назначены новые, послушные центру, чиновники. Чтобы
противостоять гуннам, была создана новая армия и вся страна превратилась в
единый военный лагерь. Земли помещиков, ростовщиков, князей были конфискованы и
розданы крестьянам; производство железа, соли и вина было национализировано;
государство планировало, регулировало и направляло всю жизнь общества.
Создателем новой Империи был Сын Неба У-ди (140-87); подобно Ши-хуану он лично
инспектировал провинции и выслушивал жалобы подданных. Чиновники отныне
отбирались через открытые для всех экзамены, и каждый мог стать уездным
начальником и даже министром. Командующий Северной Армией Вэй Цин был сыном
рабыни – война уравняла простолюдинов и благородных. Гунны, хозяева Степи, были
страшной силой, и, чтобы отбросить их и направить их нашествие на запад, нужна
была сила Империи, основанной на равенстве. Сотни тысяч солдат сражались на
фронте в тысячи ли, пытаясь изгнать гуннов за Великую Стену. Это была битва
людей с кентаврами – ведь гунны были неотделимы от своих лошадей; они
рассыпались по степи, исчезали и внезапно появлялись, со всех сторон осыпая
врагов свистящими стрелами.
Страшные луки гуннов били на 400 метров, и стрелы пронзали латы навылет.
Китайские армии уходили в степь и не возвращались: Над полем боя солнца диск
взошёл, Опять на смертный бой идут солдаты, Здесь воздух неподвижен и тяжёл, И
травы здесь от крови лиловаты… – писал тысячу лет спустя великий поэт Ли Бо.
Император У-ди искал союзников среди враждебных гуннам степных племён; он знал,
что далеко на западе живут неподвластные гуннам юэджи – и отправил к ним своего
посла, гвардейского офицера Чжан Цяня. Чжан Цянь должен был пройти многие
тысячи ли по степям и пустыням, пробраться мимо гуннских кочевий и достичь
мест, где заходит солнце. Это была почти неисполнимая задача, Чжан Цянь был
вскоре захвачен в плен гуннами, обращён в раба и десять лет доил коз для своих
хозяев. Потом ему удалось бежать, и он пошёл по пустыне на запад – он пытался
во чтобы то ни стало выполнить поручение государя. Он преодолел покрытые снегом
перевалы и неожиданно увидел перед собой ДРУГОЙ МИР: широкие реки и многолюдные
города с храмами и дворцами. Он был потрясён: ведь китайцы считали, что города
и храмы есть только в Поднебесной, а там, на западе – только пески и горы. В
этом другом мире росли невиданные деревья, там были пряности и виноград – и,
что особенно заинтересовало гвардейского офицера, – там выращивали прекрасных
лошадей, столь необходимых для борьбы с гуннами. Чжан Цянь заключил договор с
вождём юэджи и пошёл по пустыне назад – и снова был захвачен в плен, снова
бежал и, в конце концов, вернулся в столицу Чанъань. Он доложил императору о существовании
другого мира – и император У-ди приказал своим генералам пробить коридор между
двумя мирами. В 102 году знаменитый полководец Ли Гуан-ли с 60-тысячной армией
прорвался через принадлежавшую гуннам пустыню и открыл дорогу на запад –
впоследствии эту дорогу стали называть Великим Шёлковым путём.
С этого времени на Великом пути "один караван не выпускал из виду
другого". На запад шли верблюды гружёные шёлком, железом, лаковыми
изделиями; на восток везли стекло, пряности, косметику и гнали породистых
лошадей. "Небесные кони", приумножившиеся на конских заводах
Поднебесной, позволили отбросить гуннов далеко от Великой Стены, и северные
области Китая превратились в цветущий край, новую родину для сотен тысяч
переселенцев. Был снова завоёван южный Китай, и ханьские знамёна развивались
повсюду – от хмурых утёсов Кореи до цветущих долин Вьетнама. Могущество
Империи, казалось, не знало границ: полмира лежало у её ног, а остальная
половина присылала посольства с дарами. Сын Неба Уди принимал послов в пышном одеянии,
облокотясь о нефритовый столик; дворцовые фонтаны наполнялись вином, а на
деревьях развешивали куски жареного мяса. Для развлечения послов был вырыт
огромный пруд Кунминчи, посредине пруда находился каменный кит, который ревел и
бил о воду хвостом. Картина величия и могущества дополнялась сказочными
деталями и врастала в память потомков как блестящая феерия Великого Прошлого.
Память снова и снова возвращалась к этому прошлому в тягостном и томном
раздумье: Пруд Кунминчи – подвиг ханьских времён… Знамёна и штандарты У-ди
обращены на восток… – вспоминал десять веков спустя великий поэт Ду Фу. Память
о былой славе воодушевляла поэтов и в то же время навевала на мысли о бренности
этой славы – ибо расцвет не вечен, и за временами побед всегда приходят времена
упадка.
Феодальный город. «Книга эпарха»
Со второй половины
IX в. начался подъем византийских городов: возрождались старые, переживавшие
ранее упадок, и возникали новые городские центры. Значительно возросло
производство ремесленных издел ...
Важное значение в христианской церкви приобрели монастыри
Важное значение в
христианской церкви приобрели монастыри. Монашество возникло первоначально как
форма отшельничества, ухода из общества людей, желавших избавиться от
социального гнета, от «м ...
Развитие английского феодального государства в XII в.
Усиление центральной
власти продолжалось в Англии и в XII в. Теперь, когда факт завоевания уже не
являлся определяющим, продолжение этого процесса обусловливалось сложившимся в
стране соотношением ...