"В начале было Слово, – начинает предание
рассказ об Иисусе Христе, – и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Слово
было оружием Иисуса; у земных владык были мечи и копья, а у Иисуса – только
Слово и Вера.
Иисус был плотником и сыном плотника, старшим из пяти сыновей Иосифа и Марии.
До тридцати лет он жил в своем городке Назарете неприметной жизнью
ремесленника, добывающего хлеб в поте лица своего. Однажды до него дошла весть
о святом отшельнике Иоанне, который обитал в пустыне, носил верблюжью шкуру и
питался саранчой. Иоанн отпускал грехи и "крестил" людей, окропляя их
водой Иордана, – и Иисус пошел к Иоанну, желая получить отпущение.
Вокруг отшельника собралась большая толпа, но он сразу заметил Иисуса:
"Стоит среди вас некто, которого вы не знаете, – обратился Иоанн к
окружающим. – Я недостоин развязать ремень у обуви его… Я видел Духа, сходящего
с неба, как голубя, и пребывающего на нем". "С этого времени Иисус
начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… И
ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах… и исцеляя всякую болезнь и всякую
немощь в людях. И прошёл о нём слух по всей Сирии, и приводили к нему немощных…
и он исцелял их. И следовало за ним множество народа из Галилеи и Иудеи и из-за
Иордана". "И пришёл он в свое отечество, за ним следовали ученики
его. Когда наступила суббота, он начал учить в синагоге, и многие слышавшие его
с изумлением говорили: откуда у него это? Не плотник ли он, сын Марии, брат
Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами его сестры? Иисус же
сказал им: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
И не мог совершить там никакого чуда; только из немногих больных, возложив руки,
исцелил их. И дивился неверию их. Потом ходил по окрестным селениям и учил:
покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное… Говорю вам истинно: есть
некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие
Божие… Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых от среды
праведных. И ввергнут их в печь огненную, там будет плач и скрежет
зубовный". Однажды огромная толпа обступила холм, на котором стоял Иисус с
учениками: люди хотели знать, кто же попадет в Царство Божие. Иисус долго
молчал, но наконец "отверз уста свои" и дал ответ, запечатленный в
веках: – Блаженны нищие, ибо их есть Царство Небесное, – говорил Христос. –
Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие правды, ибо они насытятся… Иисус обещал Царство Небесное
простому народу – всем бедным, страдающим, угнетенным – тем, что стояли вокруг
него. "Напротив, горе вам, богатые! – провозглашал пророк. – Ибо вы уже
получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! Ибо взалчете. Горе вам,
смеющиеся ныне! Ибо восплачете и возрыдаете".
Эта угроза предназначалась всем сильным мира сего, римлянам и их приспешникам
из местной знати, старейшинам и "первосвященникам". "Что же мне
делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" – спросил пророка один богач и
Иисус ответил: – Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим.
Удобнее верблюду пройти сквозь игольи уши, нежели богатому войти в Царствие
Божие.
Окружавшие Иисуса верующие жили ожиданием конца света; пророк призывал их
оставить привычную жизнь, оставить родных, близких, прийти к нему и готовиться
к наступлению Царства Небесного. "Кто любит отца или мать более, нежели
меня, не достоин меня, – говорил Иисус. – Я пришел разделить человека с отцом
его и дочь с матерью её… и враги человеку – его домашние… И всякий, кто оставит
дома или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или
землю ради имени моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную".
"Все верующие были вместе и продавали имение и всякую собственность и
разделяли всем, смотря по нужде каждого…" "У множества же уверовавших
было одно сердце и одна душа, и всё у них было общее". "Очиститесь, –
говорил Иисус. – Возлюбите ближнего своего, как самого себя". Этого не
говорили ни Авраам, ни Моисей, ни другие древние пророки: они говорили:
"не укради, не убий" – но не призывали людей любить. "Любовь
принес он в мир, – говорит предание. – Кто не любит, тот не познал бога, потому
что Бог есть любовь".
Верущие ждали наступления Царствия Божьего и думали, что оно наступит, когда
Христос войдет в Иерусалим и вступит в Великий Храм своего отца Господа Бога. И
вот настал день, когда, исполняя старое пророчество, Иисус въехал в Иерусалим
на белом ослике; его сопровождала ликующая толпа верующих, которые кричали, что
это едет новый Царь Иудейский и расстилали перед ним свои одежды. Вместе с
толпой Иисус вошел в Храм и ударами бича выгнал оттуда менял и торговцев.
"Дом Отца Моего есть дом молитвы, – кричал Иисус, – а вы сделали его
вертепом разбойников". Это был открытый бунт, и знатные пытались схватить
Иисуса, но не могли это сделать, потому что вокруг был народ. Однако пророку
приходилось остерегаться, и вечером он ушел из Иерусалима, чтобы вместе с
учениками провести ночь на горе Елеонской. Иисус понимал, что он обречён, он
помнил о древнем пророчестве, говорившем, что Христу суждено умереть в муках.
Он устроил тайную вечерю, прощальный ужин – но сам отказался пить и есть. Он
смотрел на своих учеников и, когда они ели, неожиданно произнес: "Один из
вас предаст меня…" Потом Иисус ушел молиться на гору; он просил у бога
смилостивиться и отвести от него чашу страданий: "Отче мой! Да минует меня
чаша сия!" Охранявшие его ученики уснули, и в это время пришел предатель
Иуда Искариот. "Встаньте, пойдем, – сказал Иисус, – вот приблизился
предающий меня". "И когда он ещё говорил, Иуда, один из двенадцати
учеников, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями от
первосвященников и старейшин. Предающий же его дал им знак, сказав: Кого я
поцелую, тот и есть, возьмите его… Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и
взяли его".
"Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели
совещание об Иисусе, чтобы предать его смерти. И связавши его, отвели и предали
его Понтию Пилату, правителю". Понтий Пилат был римским наместником Иудеи,
только он мог утвердить приговор к смерти. Пилат спросил Иисуса: "Ты Царь
Иудейский?" – И Иисус не отрекся от дарованного народом царского звания.
Знатные же, старейшины и первосвященники, стояли толпой под окнами и кричали:
"Распни его!". "Я умываю руки", – сказал Пилат и предал
Иисуса на распятие. "Тогда воины правителя, взявши Иисуса, собрали на него
весь полк и, раздевши его, надели на него багряницу. И сплетши венец из тёрна,
возложили ему на голову и дали ему в правую руку трость; и, становясь перед ним
на колени, насмехались над ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на
него и, взявши трость, били его по голове.
И когда насмеялись над ним, сняли с него багряницу и одели в одежды его, и
повели на распятие… И привели его на место Голгофу, что значит: "лобное
место".
И давали ему пить вино со смирною, но он не принял.
Распявшие его делили одежды его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий
и распяли его. И была надпись вины его: Царь Иудейский…
Всемирно-исторический характер феодализма
Находя подлинную
основу феодализма в характерных для этого строя экономических и социальных
отношениях, советская медиевистика придает этому понятию всемирно-исторический
характер, видит в феодализ ...
Закрепощение крестьянства
Одновременно с
развитием прекарных отношений и потерей крестьянами собственности на землю
происходило и личное закрепощение крестьянства. Теряя землю, крестьянин часто
вслед за этим терял и свою ли ...
Завершение складывания феодального строя
В течение десятого
столетия в Германии в основных чертах завершается процесс феодализации
общества, втягивания в феодальную зависимость подавляющего большинства ранее
свободных общинников. Важная р ...