В 1378 г. во Флоренции вспыхнуло самое значительное в этот период движение предпролетариата — восстание чомпи. Флоренция вела в это время тяжелую и продолжительную войну с папской курией. Война требовала огромных средств, что отразилось прежде всего на уровне жизни городских низов. Для отвлечения справедливого гнева народа против «жирных» пополанов один из их представителей — Сальвестро Медичи — решил направить это недовольство против городских феодалов, симпатизировавших папской курии, и призвал народ к расправе с ними. Его призыв был подхвачен, однако чомпи обратили свой гнев не только на феодальную знать города, но и, в первую очередь, на своих непосредственных эксплуататоров — «жирных» пополанов. В середине июля 1378 г., собравшись за городскими воротами, чесальщики шерсти, шерстобиты, трепальщики, промывальщики, красильщики и другие наемные рабочие, а также низшие ремесленники сукнодельческих цехов потребовали ликвидации должности «чужеземного чиновника» и повышения заработной платы на 50% — с 8 до 12 сольдов в день. Кроме того, они сговорились впредь не подчиняться «жирным» пополанам и добиваться участия в управлении государством. Путь к завоеванию политических прав они видели в организации нового цеха наемных рабочих, так как только члены цехов обладали во Флоренции полноправным гражданством.
Когда властями были схвачены вожаки движения (Симончино и др.) тысячные толпы чомпи направились к дворцу синьории и потребовали их освобождения, угрожая сжечь дворец. Руководители чомпи были освобождены. Одержав первую победу, восставшие двинулись по городу, поджигая дома богачей; они сожгли главное гнездо эксплуататоров — дворец цеха «Лана». Захватив знамя главы правительства — «гонфалоньера справедливости», чомпи сочли, что они получили верховную власть в республике. На собрании руководителей чомпи и младших цехов было решено потребовать создания нового правительства, в котором три места должны быть закреплены за представителями чомпи. Один из них должен был получить пост главы правительства — «гонфалоньера справедливости». Здесь же были намечены представители цеха чомпи, без согласия которых ни одно решение в республике не могло войти в силу.
Вооруженные чомпи штурмом взяли дворец подеста. На следующий день, окружив дворец синьории, они добились принятия своих требований приорами. Приоры стали один за другим покидать дворец. Сформировалась новая синьория. Ее главой был провозглашен Микеле ди Ландо, который во время бегства приоров предложил народу свои услуги и получил от него знамя «гонфалоньера справедливости». Чомпи считали его своим, однако во время восстания он давно уже не был чесальщиком шерсти и служил фактором (надсмотрщиком) в мастерских богатого суконщика. Ландо являлся подставной фигурой, был связан с «жирными» пополанами и сыграл предательскую роль в ходе восстания. Кроме Ландо в новое правительство вошли еще двое чомпи, три приора от мелких ремесленников и три «жирных» пополана. Было создано три новых цеха, в том числе цех чомпи. В него входило около 9 тыс. человек. Второй цех объединял красильщиков, ткачей и др.; в третий входили портные и чулочники.
Однако победители оказались без средств к существованию, так как сукнодельчеокие мастерские с первых дней восстания были закрыты, а их владельцы бежали. К тому же земельные собственники, среди которых было немало «жирных», прекратили доставку хлеба в город. В конце августа 1378 г. чомпи, недовольные политикой синьории, куда входили и «жирные» пополаны, попытались создать в противовес ей свое правительство, которое получило название «Восьми святых божьего народа» и имело свои административные органы и собственный бюджет. Чомпи требовали, чтобы «Восемь святых» находились во дворце приоров и «чтобы ни одно дело, касающееся государства, не проводилось без их решения»; они должны были стоять выше приоров. Когда представители чомпи во главе с Доменико Туччо и Маттео Сальви с этим требованием явились во дворец, Микеле ди Ландо, продавшийся «жирным» пополанам, с криком «Предатели!» бросился на них с кинжалом и нанес им раны; двоих из них он приказал арестовать.
Процесс классообразования
Процесс классообразования,
происходивший в условиях социальной борьбы, которая в ряде случаев выливалась в
восстания народных масс, сделал необходимым образование государства. Кроме
того, взаимодей ...
Быт и нравы феодалов
Главным занятием
феодалов, особенно в этот ранний период, была война и сопутствующий ей грабеж.
Поэтому весь быт и нравы феодалов подчинены были в основном потребностям войны.
В IX—XI вв. Евро ...
Простое товарное хозяйство при феодализме
Товарное
производство и связанный с ним обмен, концентрировавшийся в городах, стали
играть огромную роль в развитии производительных сил не только в самих городах,
но и в деревне. Натуральное хозяй ...